Хроники Амбера

Mar 28, 2011 12:33

Второй раз дочитала эту сагу. Очередной раз жалею, что нет третьего пятикнижия, в котором все завязки обрели бы свою закономерную развязку.

Отвлечемся на одну аналогию.
Когда-то давно, в процессе подготовки к очередным вступительным экзаменам (а был это, по-моему, 2009г) я решила почитать классическую литературу. Взяла "Преступление и наказание" и окунулась в эту книгу с головой. Она тяжелая. Она очень нудная местами. Но, дочитав последнюю страницу, я вдруг осознала, почему именно. Это из тех книг, которые не могут быть написаны иначе. Достоевский проводит своего героя через все круги собственного внутреннего Ада, заставляет его переживать и рефлексировать, страницу за страницей. Казалось бы, тему можно было раскрыть иначе, более ёмко, коротко и без столь придирчивого описания каждой эмоции. Что за чушь, скажут некоторые - ну убил старушку, в нашем мире происходит это постоянно. Мол, читатель уверен, что рефлексию можно сократить.
Ан нет. Сама ситуация, сама мудрость книги в том, чтобы провести своего читателя через все те же муки, что испытал Родион Раскольников, только тогда у читателя появится глубинное понимание повествования.
Эт моя теория, честно осознанная. Хотите - соглашайтесь, хотите - нет.

Теперь, собственно, сабж.
Хроники Амбера - многослойное повествование, настолько перенасыщенное тонкими материями, силами, борьбой и многочисленными интригами, что читателю легко потеряться в дебрях этих книг и еще легче - бросить прочтение на середине, когда герой практически перестает спать, отдыхать, есть, а все время находится в напряжении и бесконечной гонке за своей правдой.
Кто-нибудь задумывался, почему? Почему нельзя столь объемный мир написать более понятным языком, с привычным экшеном, и решением проблем через удар по голове?
В течение книги друзья и враги главного героя много раз меняются местами и слабо понятно даже, кто черный, кто белый, а кто серый.  В этом отношении рассмотрение проблемы извечной борьбы Добра и Зла лучше удается тому же Лукьяненко - тут все понятно, Ночной Дозор - Светлые, Дневной Дозор - темные, Сумеречный - никакие, они за равновесие.
Нет, господа и дамы.

Вспомним Достоевского. Вспомним все круги Ада, которые проходит герой.
Мерлин в "Хрониках..." ведет нас тем же путем, проводя через всю масштабность повествования. Но и это еще не последний слой реальности Амбера.
Всю книгу ему приходится несколько раз проходить через Путь (он же Лабиринт в некоторых переводах). И на каждое прохождение есть свое описание ощущений, которое примерно одинаково. А теперь проведем аналогию - возьмем пятикнижие Хроник Амбера и ощущения во время прочтения оного - от первой до последней страницы. А теперь вспомним, как Мерлин каждый раз проходит Путь. Напомню, на Пути нельзя остановиться, повернуть назад - ты будешь тут же испепелен. На Пути есть четыре Преграды, преодоление каждой следующей труднее и требует бОльших усилий.

Первая преграда - продираешься сквозь текст, вокруг тебя пляшут искры множества завязок. Вторая преграда тяжелее, искры превращаются в пламя, в котором плывут воспоминания о множестве ранее прочитанного, но нельзя остановиться и хоть на миг задержаться, Третья преграда - воспоминания и аналогии просто туманят мозг и ты не понимаешь, что вообще творится вокруг, просто пытаясь удержаться мысли, что надо читать дальше, теряешься во множестве подсказок. А Четвертая - самая тяжелая, когда движешься по миллиметру, практически не улавливая собственного движения и держишься почти на силе воли - до самого последнего шага, эти четыре последних шага самые тяжелые в прочтении, ты теряешь ощущение себя, в воздухе висит один разум, который силится продавить, пройти это расстояние и встать в центре Пути.

Всё. Теперь можно высказать желание вслух или про себя - и Путь перенесет тебя туда, куда ты пожелаешь. И каждый раз в центре Пути - новое понимание себя, новое осознание своих сил и мыслей. С тебя счистили старенькую шкурку и теперь ты стоишь в центре повествования, сильный, обновленный, готовый к новым свершениям.
Вот потому-то и не могли быть эти книги написаны иначе.

"Затем я отвернулся и начал долгий путь к Хаосу"©

картина в словах, вдохновение, стихия

Previous post Next post
Up