Где нужен ночной транспорт в Москве

Jun 14, 2018 12:56


Недавно департамент транспорта Москвы заявил в твиттере, что работает над новыми ночными маршрутами, и принимает предложения от жителей. Всего в Москве в настоящий момент работает 10 ночных маршрутов. К сожалению, официальной схемы сети ночного транспорта не существует, но есть хорошая неофициальная, правда, несколько устаревшая (из основных отличий - м7 переименован в Н7):

Существует и альтернативный вариант, также заслуживающий внимания.

На карте ночные маршруты выглядят следующим образом (с учётом областного круглосуточного автобуса №308 в аэропорт Домодедово):



В целом, ночной транспорт пользуется популярностью, а пассажиропоток, согласно отчётам дептранса, с годами растёт. Автору даже довелось проехать в битком набитом автобусе Н1, который попросту не открывал двери на вход, т.к. не было места в салоне (и это в обычную ночь с пятницы на субботу). Востребованность ночного общественного транспорта также подтверждает круглосуточный режим работы метро и МЦК по некоторым большим праздникам. Если вы никогда не пользовались ночным транспортом в Москве, можете прочитать репортажи по ссылкам: раз, два.


Контингент пассажиров достаточно разнообразный - кроме любителей ночных прогулок, посетителей и работников баров и прочих заведений, ночной транспорт используют работники промышленных предприятий, метро, транспортных парков и депо, и т.д. Также его используют для поездок на вокзалы и в аэропорты, если не хотят тратиться на такси. Есть ещё и социальная функция, например студент без копейки денег не замёрзнет зимней ночью в ожидании первой электрички в область, наворачивая круги по Садовому кольцу и любуясь ночным городом. В летнее время пассажиры, в основном - молодёжь, но не стоит думать что все они поголовно выпившие - в Москве ночью происходит много всего интересного для самых разных категорий людей - заезды на роликах и велосипедах, концерты, экскурсии и многое другое.

К сожалению, есть и обратная сторона медали - некоторые маршруты (в основном Б и Н1) облюбовали бомжи, хотя в последнее время, субъективно, их становится меньше. Есть некоторые проблемы и с безбилетниками - часть пассажиров (примерно 5-10%) запросто подлезает под турникетом, зная, что контроля точно не будет. Автор лишь единожды встречал контроль на ночном транспорте, было это в районе часа ночи в троллейбусе Б во время акции «Ночь в музее». Вероятно, имеет смысл каждую ночь запускать бригаду контролёров по случайным маршрутам, если собранные штрафы будут окупать зарплату бригады. В результате это приведёт к устрашению безбилетников и росту выручки.

Сеть в текущем варианте существует с 2013 года, но последний раз серьёзно обновлялась только в 2015 году. В том же году были планы заменить ночной трамвай №3 на автобус Н8 по схожей трассе, но продлённой с одной стороны до хаба ночных автобусов, тогда располагавшегося на Лубянской площади, а с другой стороны - до Южного Бутова, однако в современном варианте реестра маршрутов он уже давно не фигурирует.

Впервые ночной транспорт в Москве и вообще в России появился в далёком 2004-ом году, система состояла из пяти (по факту - из четырёх, так как два маршрута проходили по Садовому кольцу) маршрутов, и была довольно слабо связана. В итоге, в 2006-ом году ночные автобусы отменили. Часть идей тогдашней маршрутной в итоге сети перекочевала в более позднюю реализацию девять лет спустя (с исправлением ряда ошибок, например в новой версии ночные маршруты образуют сеть и в большинстве случаев имеют удобные пересадки), но некоторые хорошо забытые старые вещи до сих пор не реализованы - в частности, круглосуточная связь города-спутника Зеленограда с «большой» Москвой. Приблизительная карта маршрутов, составленная по данным с bus.ruz.net:


Ночные маршруты образца 2004 года
Опыт других городов

В Санкт-Петебурге пошли иным путём - там ночные автобусы, запущенные в 2012 году, попросту дублируют линии метро, заезжая к каждой из станций. Однако из-за рельефа, рек, существующей застройки, и отличий трасс метрополитена от улично-дорожной сети, маршруты порой получились весьма извилистыми. Кроме того, ограничен и сезон работы ночного транспорта - автобусы работают с 30 апреля по 15 ноября строго в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье, а также в ночи перед праздникам, полностью игнорируя будние дни. Интервал, как и в Москве - 30 минут, хотя в момент запуска интервалы были порядка 10-15 минут. Есть ещё и интересная особенность из-за развода мостов - лишённые связующего звена, маршруты делятся на две части. Несмотря на всё перечисленное, пустыми автобусы не ходят (в том числе это связано с особенностями туристического сезона в Питере).



Ночные маршруты Санкт-Петербурга. Как и в Москве, официальной схемы не существует

Интересно сравнить московскую сеть ночного ОТ с восточноевропейскими столицами, особенно если учесть их площадь, население, и его плотность. Например, в Варшаве, с её 1,78 млн населения, и площадью в 517 км2 действует 43 ночных маршрута:


В Праге действует 34 ночных маршрута: 9 ночных трамваев, 15 ночных автобусов, 10 ночных пригородных автобусов. Население - 1,28 млн, в 9,77 раз меньше, чем в Москве, количество туристов также меньше, чем в Москве - в 2,7 раза. Площадь Праги (которая тоже довольно сильно размазана по пригородам) в 5,16 раз больше московской (с учётом «Новой Москвы»).


В Будапеште с его 1,75 млн населения действует 41 ночной маршрут:



На фоне этого, 12,5-миллионная Москва (с учётом агломерации - около 15 млн) с её 10 ночными маршрутам и площадью в 2561,5 км2 (в пределах МКАД - около 900 км2) выглядит бедно.

Где недостаёт ночного транспорта?

Уже по схеме видно, что ряд округов Москвы попросту не обслуживаются ночным транспортом. Нанесём на карту такие жилые районы (где в радиусе полутора километров нет ночного маршрута) и посмотрим картину целиком. Кроме того, ночным транспортом не обслуживается ряд вокзалов: Ленинградский, Ярославский, Казанский, Савёловский, Киевский (хотя маршрут Н2 проходит в километре от вокзала), и аэропорт Внуково. И это при том, что Ленинградское направление знаменито как самое загруженное направление Европы по количеству ночных поездов. Практически каждый вокзал, кроме Рижского (с которого ночью отправляется лишь одна электричка на 5:13 утра), имеет ночные отправления поездов и электричек в то время, когда метро уже или ещё закрыто. Согласно летним расписаниям (с учётом дополнительных поездов на курорты и для ЧМ по футболу), наибольшая интенсивность ночного движения у Ленинградского - ночью отправляется порядка 15 поездов, включая электрички, прибывает около 5, а также у Курского вокзалов - прибывает и отправляется примерно по 20 поездов. Благо, он уже обслуживается ночным автобусом Б. С Ярославского вокзала отправляется 7 электричек, а прибывает 4 поезда (в т.ч. в 4 утра). На Казанский вокзал прибывает 9 поездов, а отправляется 3 поезда. То есть суммарная интенсивность ночного движения всех трёх вокзалов на Комсомольской площади, не обслуживаемых ночным транспортом, составляет 25 поездов в одну сторону, и 18 в другую. И это без учёта электричек, проходящих через платформу Каланчёвская. Каждый поезд дальнего следования, при этом, перевозит от 500 до 1000 человек. Электрички, конечно, на два порядка меньше. Киевский вокзал, также почти не обслуживаемый ночным транспортом (маршрут Н2 хоть и в пешей доступности, но идти на него с багажом и ручной кладью - занятие очень на любителя) отправляет 1 поезд и 3 электрички, а принимает всего один поезд и одну электричку. С Савёловсокго вокзала ночью отправляется 7 электричек, а прибывает пять штук. Аэропорт Внуково еженощно принимает и отправляет около 15 рейсов (только физические самолёты, без рейсов по код-шерингу). Но ночного автобуса туда, опять же, нет. Аэропорт Жуковский ночных рейсов не имеет, поэтому ночной транспорт туда не нужен, да и запустить его силами Москвы будет, скорее всего, нереально, даже если будет такая нужда.


Серым отмечены районы, не имеющие ночного транспорта в радиусе полутора-двух километров. Цвет иконок вокзалов имеет следующее значение: красный - есть ночные поезда, зелёный - есть только ранние и поздние электрички (когда не работает метро), голубой - нет никакого ночного движения.

Если перечислить районы, где ночной транспорт недоступен, то список выйдет внушительным: практически весь север и северо-запад: оба Тушина, Щукино, Хорошёвский, Хорошёво-Мнёвники, Строгино, Дмитровский, оба Дегунина, Лианозово, Отрадное, Бибирево, частично Марфино, Бутырский и Савёловский районы. На северо-востоке ночным транспортом не обслуживается Ярославский район, Метрогородок, Преображенское, Богородское, Сокольники. Также не обслуживается ряд замкадных районов: Митино, Северный, Зеленоград, Солнцево и Новопеределкино, оба Бутова, Коммунарка и прочие жилые районы Новой Москвы, набравшие более-менее приличную плотность населения. Конфигурация необслуживаемых «пятен» такая, что можно прикинуть ряд ночных маршрутов просто «маркером по карте». Но попробуем разобраться детальнее.

Предлагаемые маршруты

Крайне желательно не изменять трассы существующих маршрутов, так как они имеют уже сложившийся пассажиропоток, хотя, например, маршруту Н2 не помешал бы заезд к Киевскому вокзалу, который лишит обслуживания только две остановки - «Гостиница Украина» и «Кутузовский проспект, д. 8».


Департамент транспорта не хочет заворачивать Н2 к Киевскому вокзалу и продлевать Н1 до аэропорта Внуково

При составлении предложений по организации новых маршрутов важно помнить, что на одной из конечных точек должна быть полноценная конечная станция, чтобы обеспечить условия труда водителей (туалет, место обеда, диспетчерская) и отстоя подвижного состава (чтобы соблюдать расписание). Также желательно, чтобы трассы маршрутов минимально дублировали друг друга и задействовали максимум радиальных направлений в пределах Садового кольца для лучшего охвата центра города. Видно, что при организации второй волны ночных маршрутов, Дептранс отошёл от максимально прямых траекторий в угоду большего охвата жилых районов, нежели промзон, при этом сохранив принцип единой сети - все маршруты имеют взаимные пересечения. Дублирование линий метро - не самоцель, однако пускать маршруты рядом со станциями метро определённо стоит. Это очень разумный подход, его стоит придерживаться и дальше.

После анализа неохваченных ночным транспортом районов, появились следующие предложения по организации новых маршрутов:

  1. Китай-Город - Посёлок Северный (9-ая Северная линия)
    Трасса маршрута: из центра до Верхних Лихобор аналогично м10, далее Коровинское шоссе - Клязьминская улица - Лобненская улица - Дмитровское шоссе - улица Арсюкова - 9-ая Северная линия.
    Из важных точек: Савёловский вокзал. Трасса по Западному Дегунино и Дмитровскому районам позволит охватить максимальное количество жилых кварталов, чем не может похвастаться трасса по Дубнинской улице или Дмитровскому шоссе. Из-за некоторой схожести с маршрутом м10, можно дать номер Н10, по аналогии с парой м7-Н7.


  2. Китай-Город - Митино (4-ый микрорайон Митина)
    Трасса: Китай-Город - Кремлёвское кольцо - Большая Никитская - Баррикадная - Красная Пресня - улица 1905 года - Хорошёвское шоссе - проспект Маршала Жукова - улица Народного Ополчения - улица Маршала Бирюзова - Пехотная улица (при движении из Тушино: улица Академика Курчатова - Щукинская улица) - Волоколамское шоссе - улица Свободы - Лодочная улица - Сходненская улица - бульвар Яна Райниса - улица Саломеи Нерис - Путилковское шоссе - 1-ый Митинский переулок - Митинская улица - Пятницкое шоссе.
    Охватывает максимально возможное (за исключением Строгино) количество районов на северо-западе при более-менее незамысловатой трассе. Хорошо дублирует Таганско-Краснопресненскую линию метро.


  3. Китай-Город - аэропорт Внуково
    Трасса: Китай-Город - Кремлёвское кольцо - Волхонка - Остоженка - Комсомольский проспект - проспект Вернадского - Ломоносовский проспект - Мичуринский проспект - Боровское шоссе - проектируемый проезд №6702.
    Кроме аэропорта позволит обслужить Солнцево и Новопеределкино, а также Мичуринский проспект и МГУ (что особенно оценят студенты). Можно дать номер Н11 чтобы перекликался с автобусами 911 и 611, ведущими в аэропорт Внуково.


  4. Китай-Город - Ясенево (проезд Карамзина)
    Трасса: Китай-Город - Варварка - Большая Ордынка/Пятницкая - Люсиновская/Подольское шоссе - Загородное шоссе - Севастопольский проспект - улица Айвазовского - Тарусская улица - Новоясеневский проспект - улица Паустовского - Голубинская улица - улица Инессы Арманд.
    Охватывает множество жилых районов, а также улицы Пятницкая и Большая Ордынка, где находится большое количество различных заведений общественного питания.


  5. Китай-Город - Тёплый стан (5-ый мкрн Тёплого стана).
    Трасса: Китай-Город - Варварка - Болотная улица - улица Серафимовича - улица Большая Полянка - улица Житная/Коровий Вал - Мытная улица - проезд Апакова - улица Шаболовка - улица Орджоникидзе - улица Вавилова - проспект 60-летия Октября - Профсоюзная улица - улица Тёплый стан - улица Генерала Тюленева.
    Первоначально рассматривался как один из вариантов маршрута в Ясенево, но в итоге он выделился во вполне самостоятельный и оригинальный маршрут. Для разнообразия стоит пустить в центре через Шаболовку и Большую Полянку, чтобы не дублировать Ясеневский маршрут. Также пустить по набережным острова Балчуг для того, чтобы не дублировать множество ночных маршрутов на Кремлёвском Кольце, и не «крутить круголя» по Кремлёвской набережной, как это когда-то делал маршрут Н1.
    Полноценная конечная станция там есть только на улице Генерала Тюленева (5-ый микрорайон Тёплого стана), но было бы интересно пустить маршрут до Академика Варги. Проходит рядом с трамвайным депо им. Апакова - что оценят работники Мосгортранса.


  6. Китай-Город - Южное Бутово. Заменить трамвай №3 на ночной автобус по трассе планировавшегося маршрута Н8, только, провести по бульварам аналогично трамваю а потом завернуть через Мясницкую и Большую Лубянку (или Покровку) на Китай-Город, так как на Солянке тесновато - уже три ночных маршрута Н4, Н5, Н7. Можно не заводить, если трамвайную линию по Сахарова всё-таки когда-нибудь построят, и запустят маршрут в Метрогородок. Тогда на Чистых прудах образуется ночной трамвайный мини-хаб. Хотя, конечно, ночной автобус куда гибче трамвая, так как не требуется ночное обслуживание инфраструктуры, из-за которой трамвай №3 заменяют на ночной автобус №3н в ночь с воскресенья на понедельник.
  7. Китай-Город - Загорье
    Трасса: Китай-Город - Солянка - Яузская улица - Верхняя/Нижняя Радищевская улица - Таганская площадь - улица Большие Каменщики - улица Симоновский Вал - Велозаводская улица - улица Сайкина - проспект Андропова - Каширское шоссе - Пролетарский проспект - улица Москворечье - улица Кошкина - Кавказский бульвар - Бакинская улица - Липецкая улица - проектируемый проезд №5108 - Бирюлёвская улица - Лебедянская улица - Липецкая улица.
    «Ночник» в Бирюлёво с максимальным охватом жилых районов.


  8. Китай-Город - Метрогородок (Детский санаторий)
    Трасса: Китай-Город - Мясницкая/Большая Лубянка - проспект Академика Сахарова. Далее по маршруту трамвая №7, но с продлением в Метрогородок как у трамвая №13.
    В идеале это должен быть трамвай, если построят пути по проспекту Академика Сахарова. Тогда на Чистых образуется трамвайный пересадочный узел. Но пока что можно обойтись автобусом по трассе 7/13 трамваев. Обязательно должна быть удобная пересадка на маршрут Б и на остальные маршруты транспортного хаба Китай-Город, чтобы связать три вокзала с сетью ночного транспорта. Также важно вернуть ночной транспорт на Мясницкую из-за обилия на ней баров, кафе и ресторанов. В трамвайное же версии, маршрут можно оборачивать по Чистым прудам. Другой вариант - вместо заворота в Метрогородок вести дальше по Щёлковскому шоссе и закончить где-нибудь в районе 16-ой Парковой улицы, хотя это будет скорее дублирование маршрута Н3.


  9. Зеленоград - метро Сходненская (через Куркино).
    Трасса: по Зеленограду как автобус №19, далее Московский проспект - Ленинградское шоссе - после Монумента (ИКЕА) съезд на Машкинское шоссе - Новокуркинское шоссе - Соколово-Мещерская улица - Воротынская улица - Новокуркинское шоссе - Молодёжная улица - улица Свободы - Планерная улица - улица Героев Панфиловцев.
    Такая трасса позволит связать Зеленоград с остальной сетью ночного транспорта (при условии обязательного запуска митинского маршрута из пункта №2) не дублируя при этом существующий маршрут Н1. Кроме того, улучшится обслуживание Куркина и Химок.



В итоге, если реализовать все предложения, то сеть будет насчитывать 18 маршрутов:


Схема всех действующих и предлагаемых маршрутов

Перспективное развитие сети - хордовые маршруты

Следующие предложения уже скорее из разряда фантастики - хордовые ночные маршруты. Вводить их следует только тогда, когда уже будет полноценная работающая сеть. Для работы хорд будет нужен выпуск большего числа автобусов для обеспечения интервала в 15 минут, чтобы поездки из центра с пересадками были привлекательными для пассажира. Предлагаемый набор хорд позволяет обеспечить пересадки между большинством ночных маршрутов, при этом обслуживая преимущественно жилые районы.

  1. Северная хорда: метро Молодёжная - метро Бабушкинская - Ярославский район (Холмогорская улица)
    Трасса: Ельнинская улица - Ярцевская улица - Крылатская улица - улица Нижние Мнёвники - улица Народного Ополчения - улица Алабяна - Балтийская улица - Большая Академическая улица - Дмитровское шоссе - Сигнальный проезд - Алтуфьевское шоссе - улица Хачатуряна - Северный бульвар - проезд Дежнёва - улица Менжинского - улица Лётчика Бабушкина - Ярославское шоссе.
    Это программа максимум, в программе минимум можно укоротить по метро Бабушкинская (улица Менжинского).


  2. Южная хорда: Крылатское - Братеево (метро Алма-Атинская)
    Трасса: Осенний бульвар - Рублёвское шоссе - Аминьевское шоссе - улица Лобачевского - улица Обручева - Балаклавский проспект - проектируемый проезд №5159 - Кантемировская улица - Каспийская улица - проектируемый проезд №4902 - улица Борисовские пруды - Ключевая/Паромная улица.
    Южная хорда потребует достройки Южной рокады - строящегося путепровода через Павелецкое направление железной дороги от Варшавского шоссе до Пролетарского проспекта.


  3. Восточная хорда: метро Кузьминки - Гольяново (Камчатская улица)
    Трасса: Волгоградский проспект - Зеленодольская улица - улица Фёдора Полетаева - Окская улица - улица Паперника - улица Красный Казанец - Вешняковская улица - Фрязевская улица - улица Молостовых - Саянская улица - Свободный проспект - Большой Купавенский проезд - 15-ая Парковая улица - Щёлковское шоссе - Хабаровская улица.
    Как вариант, можно продлить до конечной станции Камчатская улица.



Если реализовать и хорды, то сеть будет насчитывать уже 21 маршрут и покрывать большую часть районов Москвы, а также все вокзалы и аэропорты, где востребован ночной транспорт.


Схема всех действующих и предлагаемых ночных маршрутов, в т.ч. перспективных хорд

Но даже в этом случае останутся необслуживаемые районы - Бибирево, Алтуфьевский, Строгино, Нагатинский затон, часть Перово у одноимённой станции, часть Лефортово и Соколиной Горы, Печатники, Курьяново, Сити, Шелепиха и т.д. То есть останется задел под будущее развитие (если оно предвидится). Реализация предложенной сети позволит покрыть большую часть районов в пределах МКАД и создать трёхконтурную пересадочную сеть, где останется выбит только северо-восточный участок. И то, если пофантазировать, то можно восточную хорду продлить по трассе 735-ого автобуса по МКАДу, хотя это, конечно, излишество.

Заключение

В целом, есть все предпосылки для дальнейшего развития маршрутной сети ночного транспорта, и хочется надеяться, что городские власти не забросят эту тему, как было с некоторыми другими транспортными проектами. Скептикам, критикующим ночной транспорт за его якобы дороговизну, стоит напомнить, что с интервалом в 30 минут выпуск на ночной транспорт невелик, а пассажиропоток при этом с годами растёт. Да и общественный транспорт не должен быть самоокупаемым из-за его социальной роли.

Кроме новых маршрутов, весьма полезно было бы разработать официальную схему ночного транспорта в Москвы.Размещаться такие схемы должны на всех вокзалах, станциях метро и МЦК, аэропортах, крупных транспортных узлах, и на платформах электричек в черте МКАД или рядом с зоной обслуживания ночного транспорта. При этом 308-ой автобус, хоть он и обслуживается Московской областью, на общей схеме указывать всё равно надо.


Департамент транспорта не видит необходимости в схеме ночного транспорта и предлагает пользоваться исключительно мобильными приложениями

Насущных проблем у ночного транспорта, кроме неразвитой маршрутной сети, а также вышеописанных зайцев и дурнопахнущих пассажиров, не так уж и много. Первая - это разрезание маршрутов пополам без компенсации центральных участков и с разрывом пересадочной сети из-за ночных мероприятий в центре (например из-за репетеции Парада Победы). Вторая - неверное отображение расписания автобус Н1, официальные расписания отображают только первые шесть рейсов из-за того, что он обслуживается двумя разными парками. При этом таблички на остановках имеют правильную версию расписания. Это давняя проблема, и Мосгортранс до сих пор не может её исправить. Ещё одна проблема - мобильное приложение Яндекс.Транспорт не показывает ночной транспорт после трёх часов ночи, связано с особенностями представления времени в ИТ-системах Мосгортранса (они имеют 27 часов в сутки).

Официальные расписания движения ночного транспорта можно найти на сайте Мосгортранса, а также непосредственно на остановках.

Ночной транспорт, Мосгортранс, Наземный транспорт, Общественный транспорт

Previous post Next post
Up