Рецепт счастья

Mar 23, 2010 14:19

Считать каждое мгновение своей жизни последним

Это писалось  довольно давно вечерами или ночами в лагере при Карнуте (Посониуме), на холодной для квирита войсковой зимовке.

“..Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним
Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой.
Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери - и сводятся они всего-навсего к мгновению.
Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею.
Кто видел настоящее, тот Уже видел все бывшее и будущее...
Все однородно и единообразно. Какая частица безмерного и беспредельного времени уделена каждому из нас?
Время человеческой жизни - миг, ощущение - смутно, строение тела - бренно, душа - неустойчива, судьба - загадочна, слава - недостоверна, жизнь - борьба и странствие по чужбине, посмертная слава - забвение...
Делай то, чего от тебя требует в настоящее время природа.
Не надейся осуществить республику Платона и будь доволен движением вперед хотя бы на один шаг - и не считай этот успех маловажным.
Кто может изменить образ мыслей людей?
А без такого изменения что может быть, кроме рабства, стенаний и лицемерного повиновения?..”

Marc-Aurèle à la fin du monde “ansien”



Марк Аврелий Антонин (M. Aurelius Antonīnus), прозванный “философом”, римский император (“manu ad ferrum”), назначенный в 900 AUC  соправителем императора Антонина Пия (Антонин Пий усыновил Марка Аврелия и женил его на своей дочери Фаустине)

Марк Аврелий в 914 AUC занял престол Римской диархии (соправитель до 922 AUC, усыновлённый им Луций Вер, с 930 AUC - Коммод, сын его жены, Фаустины).

Как говорит предание, большая часть его деятельности была посвящена борьбе с германскими народами - хаттами, квадами и маркоманами, которые в 915 AUC вторглись за Рейн и опустошили Бельгию.

Прогнанные на левый берег Рейна, они в 916 AUC снова двинулись на римские владения.

Добиваясь земли, германцы наводнили Паннонию, Рецию, Дацию и Норику, угрожая и самой Италии.

Положение Рима было тем более опасно, что вернувшаяся с армянской войны армия принесла с собой чуму.

Для отражения варваров Марк Аврелий выслал отряд Макрина Виндекса, к-рый в долине Мура, между Грацом и Земмерингом, потерпел поражение (917 AUC).

Упоенные победой варвары через Иллирию спустились к Адриатике и подошли к Аквилее.

Тогда M. Aurelius лично повел свои легионы против маркоманов и оттеснил их за Дунай, но в 919 AUC они вторглись в Паннонию.

Продав с аукциона царские сокровища, Марк Аврелий за недостатком потребного количества солдат из квиритов (свободных римских граждан), пополнил свои легионы рабами, гладиаторами и даже неприятельскими перебежчиками и неутомимым трудом сумел создать в полтора года из этой разнородной толпы боеспособную армию.

Римские лагери служили исходными опорными пунктами для сражений и укреплёнными убежищами в случае поражений, особенно при войнах с варварами.

Во времена римских императоров (l'Epoque ancien) многие из постоянных лагерей обратились постепенно в настоящие крепости (кастеллы)

Иногда же лагери устраивались около населённых мест или поселения создавались около лагеря и затем под его покровительством разрастались в большие города и торговые центры (Милан, Майнц, Страсбург, Вена, Офен, Трир, Леон, Будапешт etc.)

Правил кастраметации  было вероятно  довольно много, но сущность сводилась к 3 основным требованиям:
  1. лагерь должен быть выбран и устроен так, чтобы войскам возможно быстрее изготовиться к бою; для этого фронт лагеря должен быть параллельным фронту боевого расположения и по протяжению соответствовать этому последнему
  2. место для лагеря должно удовлетворять, по возможности, всем условиям для удобного расположения войск на отдыхе (палатки, бараки etc.)
  3. безопасность войск на отдыхе в лагере должна быть безусловной, и вблизи неприятеля она должна иметь преобладающее значение при устройстве лагеря, особенно при осадах крепостей и укреплённых поселений; обеспечиваться безопасность должна отчасти местностью (местными препятствиями) и фортификационными сооружениями, а, главным образом, соответственно принятыми мерами охранения и обороны.

Весь лагерь окружался земляным валом, отстоявшим от крайних палаток (бараков) на 200 футах; это пространство назначалось для склада и укрытия добычи и пленных, для свободного входа и выхода войск и для их построения, в случае нападения.

Согласно описаний Полибия, каждый лагерь имел 4 главных ворот:
  • передние преторианские - для выхода войск в поход или для боя
  • задние, декуманские - для вывоза отбросов и нечистот (через них выводили преступников на казнь)
  • двое ворот боковых, служивших также для выхода войск
  • кроме того, на случай вылазок обыкновенно оставлялось еще несколько небольших выходов

Устройство лагеря начиналось с укрепления его снаружи и затем уже он устраивался внутри.

Римские лагери были двух родов: временные (castra) полевого характера, рассчитанные на один или несколько ночлегов, и постоянные (casera stativa) - на более или менее продолжительное время.

Временные лагери обносились земляным валом, на берме которого устанавливался палисад, a впереди отрывался ров шириной 5 футов и глубиной 3 фута.

Постоянные лагери имели ограду более значительного профили: более высокий вал, с дерновой, плетневой или фашинной одеждой, и наружный ров шириной 10 футов и глубиной 7 футов.

Позднее на фасах и в углах лагерных оград устраивали полукруглые выступы, игравшие роль будущих бастионов, для фланкированной и перекрёстной обороны пространства перед лагерем; в этих выступах, кроме стрелков и пращников, ставили метательные орудия.

Ворота и выходы прикрывались полукруглыми укреплениями, в виде флешей из земляного вала с наружным рвом.

Устройство и содержание в исправности укреплений лагеря по участкам лежало на обязанности самих войск.

Сосредоточив армию под своим командованием в укреплённом лагере близ Карнута, возле нынешней Братиславы (римский лагерь Посониум -Преслав -Прессбург), Марк Аврелий врасплох атаковал маркоманов (будущие баварцы) и, нанеся им решительное поражение (924 AUC), перешел через Дунай и вторгнулся в неприятельскую землю (Мархфельд).

Моравское поле (Мархфельд) - равнина Нижней Австрии против Вены, между левым берегом Дуная и правым берегом Моравы.

Здесь еще римские императоры Траян (851-870 AUC) и Марк Аврелий (914-933 AUC) вели упорную борьбу с германскими варварами - маркоманами и квадами.

Впоследствии здесь долгое время шла борьба между Богемией, Венгрией и императором d'Allemagne.

В l'Époque moderne postérieure I в пределах Мархфельда произошли знаменитые сражения - y Асперна и Ваграма

В 926 AUC он разбил квадов и готовился совершенно уничтожить дикие орды варваров, как тревожные слухи из Азии, где вспыхнул бунт Авидия Кассия, заставили императора принять предложенный противниками мир.

Когда в 931 AUC маркоманы  вторично его нарушили и снова наводнили Паннонию (одна из их армий появилась даже y Аквилеи), император еще раз отправился против них, но расстроенное здоровье его не выдержало трудностей похода и 17 марта 933 AUC он скончался в лагере в Сирмиуме на Дунае, близ нынешней Вены.

Полководец Патерн (Paternus) разбил варваров в 933 AUC.

Император Коммод заключил с ними мир, по которому маркоманы, получив разрешение поселиться на Дунае, обязались за определённую плату выставлять вспомогательные отряды.

Так, римлянам удалось удержать линию Дуная и укрепить более слабые места её.

По ту сторону границы тянулась еще пустынная полоса шириной 15 км, которая всё же скоро была отдана нуждающимся варварам.

До нас дошли записки Марка Аврелия (“К самому себе”), дышащие благородством и возвышенной философией стоицизма.




Previous post Next post
Up