Обзор войн, ведённых европейцами против Китая -2

Feb 10, 2010 16:46



Seconde campagne de Chine 1856-58 AD.
L'expédition anglo-française de Chine en 1856-58 AD (seconde guerre de l'opium)

Нанкинский мир, закончивший войну 1842 AD, принес огромные выгоды торговле Англии, достигшей всех своих притязаний, за исключением лишь свободного ввоза опиума в Китай.

Между тем пример англичан вызвал подражание, и постепенно европейские государства, a также Северо-Американские Соединёные Штаты заключили торговые договоры с Китаем.

Правительства Бельгии, Голландии, Пруссии и Испании прислали своих агентов для ознакомления с торговлей и положением Китая, а Северо-Американские Штаты отправили блестящее посольство, которое имело намерение проникнуть в самый Пекин и получить аудиенцию во дворце богдыхана.

Высадившись в Макао, американское посольство должно было однако подчиниться убеждениям вице-короля и отказаться от намерения посетить Пекин, а удовольствоваться лишь заключением точно такого же торгового договора, который был заключён с англичанами.

Требования американцев, подкрепленные зрелищем сильного флота, намекавшего на возможность новой войны, убедили китайского императора утвердить договор, подписанный уполномоченными обоих государств в Ванся 3 июля 1844 AD. Этим договором за американцами в Китае были обеспечены самые обширные права.

В 1844 AD явилось блестящее французское посольство Лагрене, имевшее также намерение проникнуть в Пекин и, подобно американскому, заключившее только торговый договор. Французское посольство успело все-таки получить еще и особое разрешение от богдыхана на свободное поселение в Китае католических миссионеров.

Дружественный договор между Францией и Китаем был заключен в Вампу 24 сентября 1844 AD и утверждён китайским императором.

Китайское правительство охотно заключало теперь торговые договоры с государствами, но упорно отказывало каждому из них в доступе в свою столицу.

Уже тогда китайские дипломаты старались соединить европейцев в одном месте, предоставить их самим себе, рассчитывая, что взаимная их неприязнь и конкуренция вызовут между ними враждебные столкновения.

Таким образом, Китай постепенно приобретал значение международного рынка.

Такое настойчивое наступление ненавистных европейцев возмущало китайский народ, склонный заподозрить свое правительство в продаже иностранцам народного достояния и его интересов.

Китайский народ  враждебно относился к появлению иностранцев в своей среде, по историческому своему презрению ко всему чужеземному.

Общественное мнение обвиняло маньчжурских правителей в измене, в продаже иностранцам самых дорогих прав Китая, и в особенности им ставилась в вину уступка англичанам острова Гонконга.

Многочисленные партии при Пекинском дворе пользовались различными случаями, чтобы заставить императора издать тот или другой закон, стесняющий европейцев.

С другой стороны, тайные общества в провинциях (“общества Триады”, основанные с целью низвержения царствовавшей династии), указывая на нарушение китайских обычаев, вызванное допущением в страну иностранцев, проповедовали их изгнание, соединяя с этим желание низвергнуть дай-цинскую династию.

Участились нападения на улицах на европейцев вообще и англичан в особенности, грабежи, поджоги европейских факторий, истязания и убийства миссионеров, убийства на улицах европейских матросов, - все это делало жизнь в Кантоне очень тяжелой и вызывало со стороны самих европейцев необходимость организовать для самозащиты отряд волонтёров, как бы национальную милицию.

Со своей стороны и китайцы также организовали союзы борьбы против англичан и европейцев вообще.

Идея борьбы охватила все слои китайского населения: купечество, горожане, чиновники, солдаты - охотно становились членами союзов, отказывались от всяких сношений с европейцами, составляли партизанские отряды с целью нападения на англичан и возбуждали против них все население.

Консулы обратились тогда к китайским властям с требованиями о преследовании и наказании виновных, но на все требования китайские власти отвечали одно и то же: “Мы бессильны против выражения чувств народа”

В 1850 AD умирает император Тао-Куанг (посмертное имя И-цзун-Чэн-хуан-ди), и на престол вступает его четвёртый сын И-чжу (период правления -Xianfeng, Сянь-фэн; посмертное имя -1861 AD,- Вэнь-цзун-Сянь-хуан-ди), круто меняющий примирительную политику своего отца по отношению к европейцам:
  • с одной стороны, начались нарушения различных статей торговых договоров
  • с другой - пошли притеснения христиан, усилившиеся благодаря внутренней смуте, обусловленной восстанием Чан-мао-цзи (длиноволосые инсургенты, не носившие кос, отличительного признака подданных Дай-цинской династии) под предводительством Хун-сю-цюаня, давшего годам своего правления название Тай-пин (La révolte des Taiping)

После усиления в 1850 AD эскадр в китайских водах уполномоченные европейских государств стали действовать более решительно. В то же самое время имели место два случая дерзкого нарушения договоров, послужившие поводом к открытию враждебных действий против Кантона.

Для борьбы с инсургентами китайское правительство обратилось к помощи европейцев.

При помощи последних, частью из европейского сброда, частью из китайцев, был сформирован особый отряд, под названием "постоянной победоносной армии".

Начальниками его были сначала американец Ward, потом голландский капитан Burgevine и, наконец, английский майор Гордон (известный впоследствии Гордон-паша).

Под начальством последнего (вместе с Лихун-чжаном) отряд действительно принес большую пользу при усмирении тайпингов.

Главным подвигом Гордона было взятие города Су-чжоу-фу, 4 декабря 1863 г., причем 6 предводителей тайпингов, сдавшиеся на слово Гордону, обещавшему пощадить их жизнь, казнены по приказанию Ли-хун-чжана. Южнее оперировал другой, франко-китайский, отряд, который окончил свою кампанию в 1864 г. взятием городов Хан-чжоу-фу и Ху-чжоу-фу. Столица мятежников, Нанкин, сдалась императорским войскам, под предводительством Цзэн-го-фаня, 19 июля 1864 г.

Шайки тайпингов вернулись, затем, в место первоначального своего возникновения - провинцию Гуан-си, откуда часть их проникла в Тонкин и вела там борьбу с французами, под именем черных и желтых флагов.

Согласно особой статье Нанкинского мирного трактата, между Англией и Китаем было условлено, что по прошествии десяти лет после его заключения все условия  подвергнутся пересмотру и изменению сообразно новым нараставшим требованиям, уполномоченные европейских государств и états-uniens вновь связались с autorités chinoises и просили пересмотреть договор:
  • обеспечить возможность входить без враждебности в китайскую часть Кантона
  • расширить торговлю в Северном Китае и вдоль реки Ян-цзы (Голубая)
  • узаконить торговлю опиумом
  • иметь дело непосредственно с directement à Beijing (Пекине)

Самые частые столкновения между китайскими властями и европейцами происходили в Кантоне, где местные губернаторы  постоянно препятствовали расширению факторий и не разрешали европейцам входить в китайскую часть города.

Дипломатическая борьба, которая велась между Гонконгом и Кантоном, не привела ни к каким результатам; только лишь сила могла заставить местные власти соблюдать заключенные договора.

Напрасно уполномоченные европейских государств и états-uniens делали настойчивые представления кантонскому вице-королю о необходимости полного пересмотра договора; - и кантонский вице-король, и губернаторы, и представители старой китайской партии при дворе утверждали богдыхана в убеждении, что достаточно велики и те милости, которые он даровал варварам, и что давать ещё большие льготы не только опасно, но и несовместимо с достоинством Срединного царства.

Кантонский вице-король всё время оставался заклятым врагом европейцев и употреблял все свои старания поддерживать ненависть к ним при дворе в Пекине; сам же у себя, в Кантоне, несмотря на настойчивые заявления иностранных представителей государств, просивших назначить время для личных переговоров, за время от 1849 по 1859 AD не принял ни одного из них.

В 1856 AD, вопреки условиям договора с французами, в городе Синьлисянь, в провинции Гуанси был казнён по приказанию некоего мандарина французский миссионер Шапделань, вопреки одной из статей трактата, обязывающей китайское правительство доставлять виновного в ближайшее консульство своей нации для производства над ним суда в присутствии консула.

В том же году китайскими властями нанесено было оскорбление английскому флагу, сорванному по приказанию вице-короля с каботажного судна.

8 октября 1856 AD в реке Чу-цзянь (Жемчужной) было захвачено небольшое каботажное судно, плававшее под английским флагом.

Китайский офицер сорвал с него этот флаг и арестовал 12 человек матросов-китайцев, находившихся под командою английского капитана. Офицер этот действовал, как оказалось впоследствии, по приказанию вице-короля обеих Гуанов Е, отличавшегося своим враждебным настроением по отношению к европейцам.
  • Гуандун и Гуанси - две южные провинции Китая, имели общего генерал-губернатора, носящего титул вице-короля и имеющего свое местопребывание в Кантоне

Английский консул в Кантоне М. Паркес обратился по поводу этого оскорбления национального флага с письмом к вице-королю, от которого требовал, по приказанию сэра Дж.Боуринга (генерал-губернатора Гонконга), освобождения арестованного экипажа и присылки письма с изъявлением сожаления о произошедшем событии.

Одна китайская джонка, принятая за императорскую, была захвачена англичанами в ответ на произведенное насилие, и 15 октября Паркес, известив вице-короля об этом захвате, сообщил ему, что английские морские силы сосредоточились у форта “Барвер” в Жемчужной реке в ожидании удовлетворительного ответа.

Е оставался непреклонным, и только угроза, высказанная в послании от 21 октября, где говорилось, что в случае отказа через 24 часа будут открыты военные действия, заставила его выдать 12 арестованных матросов; письменного же извинения по поводу оскорбления английского флага он так и не прислал.

Ни французское, ни английское правительства не получили в назначенный срок удовлетворения, и таким образом Китаю приходилось вновь столкнуться, на этот раз с двумя европейскими государствами одновременно.

Военные действия начали англичане движением небольшой эскадры из 7 военных судов под командой адмирала Сеймура от Гонконга вверх по реке Чу-цзянь (Жемчужной), по направлению к Кантону.

В устье реки адмирал оставил эскадру, a сам с двумя канонерскими лодками двинулся вверх по реке в конце октября и, после слабого сопротивления, занял несколько фортов, лежавших на пути к Кантону.

Это обстоятельство не произвело, однако, ожидавшегося впечатления на вице-короля, по-прежнему не желавшего послать англичанам извинительного письма.

Тогда адмирал Сеймур занял господствовавшие над Кантоном укрепления на острове Фоли-Голандез и предъявил вице-королю новые требования, согласно которым европейцы приобретали право свободного доступа в Кантон и обращения к китайским властям.

Вице-король не обращал никакого внимания на предъявляемые к нему требования и даже на бомбардировку англичан, деятельно готовился к сопротивлению и всячески возбуждал население против европейцев.

Начались нападения на фактории и систематические убийства европейцев.

Слабость английского отряда в факториях и превосходство китайских сил побудили адмирал Сеймура начать отступление.

Между тем сент-джемсский кабинет послал в Китай экспедиционный отряд в 5 000 человек sous le commandement лорда Эльджина.

К этой экспедиции присоединилась также и Франция, пославшая в Китай 8 больших судов sous le commandement адмирала Женульи.



До прибытия подкреплений из Европы морские силы адмирала Сеймура достигли 40 вымпелов.
  • 15 декабря 1857 AD соединенные эскадры подошли к Кантону.
  • 28 и 29 декабря произведена была бомбардировка города, и с началом её на берег свезен был десант.
  • К вечеру 29 декабря Кантон находился в руках союзников, после незначительного сопротивления китайских войск.

В атаке Кантона участвовало до 6 000 союзников, причем потери их едва достигали 100 человек.

Ввиду того, что с занятием Кантона вице-король не стал уступчивее, он был захвачен и отправлен в качестве военнопленного в Калькутту.

Рассчитывая, что занятие Кантона произвело большое впечатление на Пекинский двор, английский уполномоченный лорд Эльджин попытался войти в дипломатические переговоры с китайским премьер-министром, но не получил к указанному сроку ответа, и потому решено было возобновить военные действия, перенеся их вместе с тем в Печилийский залив.

20 мая 1858 AD эскадра подошла к устью Пей-хо и атаковала береговые форты.

На этот раз китайцы первые открыли пушечный огонь и успели нанести значительный вред союзным канонеркам. Тем не менее, после усиленной бомбардировки фортов десанту, не встретившему упорного сопротивления, удалось занять эти форты.

Блестящий успех союзников побудил их продвинуться далее к Тяньцзину, куда они и прибыли к вечеру 26 мая.

Тогда китайское правительство поняло, что всякое дальнейшее сопротивление невозможно.

Китайский император назначил двух комиссаров для ведения переговоров и заключения мирного трактата (Traité de Tianjin).

Договор был подписан 27 июня 1858 AD в Тянь-цзине, a 4 июля утверждён богдыханом.

По условиям Тяньцзинского мира шесть новых портов были открыты европейской торговле: Кхин-чеу, Чао-чеу-фу, Тайван, Тап-шуй-фу, Тенгчеу-фу и Нанкин.

Китайское правительство приняло на себя возмещение военных издержек.

Livejournal Теги: La campagne de Chine
Previous post Next post
Up