Мифы войны -5

Jul 30, 2009 15:36

Евреи в армии

Сегодня евреи  пытаются осваивоить особенности военной философии Запада.

В основе которой всегда лежала умная щедрость к союзникам (договороспособным) в сочетании с хладнокровной беспощадностью к недогвороспособным.

И решимость вести военные действия до конца, до исчезновения оппонента с геополитической карты, а нередко и вообще из подлунного мира.

И это правильно.

Ведь арабские радикалы, просто - напросто, отказывают им в праве на существование.

Другой вопрос, дадут ли им "убрать оппонента" ?

Те, кто откармливает, радикальных арабов.

При комплектовании армий всегда приходилось считаться с национальным вопросом.

Особенное затруднения,  представлял вопрос еврейский, ввиду относительно широко распространенного антисемитизма и малой физической и психической пригодности евреев к боевой службе.

Действительно, ряд исследований (Снегирев, Элькинд, Яковенко, Блехман, Вейссенберг и другие - для русских евреев, Майер - для галицийских, Шейбер - для венгерских etc.) устанавливает, что евреи обладают относительно малым ростом, меньшей окружностью груди, малой длиной конечностей и более низким весом.

Однако, многие исследования начала прошлого века, указывали, что признаки эти являются не расовыми, a классовыми и обусловливаются не племенными особенностями, a обстановкой жизни и профессиональным составом еврейства; тип евреев, в силу наследственного закрепления признаков в ряде поколений, есть наиболее полно выраженный тип горожанина несостоятельных классов; горожане же, как выяснено практикой воинских присутствий и специальными трудами Вегеция, Гельвинга, Аммона, Хонзена, Доната, Серинга, Велльмана, Ливи и других, искони отличались меньшей военной годностью, чем сельское население.

При сравнении соответственно по социальному составу контингентов еврейских и других заметные различия по этому вопросу не устанавливается. В связи с этим же, при повышении благосостояния евреев повышаются и физические их качества (Джекобс, Шпильман, Элькинд).

Большое количество отсрочек по невозмужалости объясняется (Элькинд) тем же характерным для горожан замедлением ритма физического развития.
Такими же классовыми особенностями являются: и признанная невоинственность евреев, повышенная впечатлительность, предрасположение к психозам etc.

Тем не менее евреи повсеместно, кроме России, в 1913 AD, несут службу на равных с остальными народностями условиях, без ограничений по вероисповеданию.

Предистория вопроса (Евреи в Европе)
Есть мнение, что евреи, вероятно, на заре цивилизации - грамотные рабы/вольноотпущеники в средиземноморских талассократиях (у "народов моря"), различной этимологии, рабы храмовые, т.н. "божий народ" (аналог -парсы, джайны и исмаилиты), общающееся на арамейском языке (пиджин-инглиш тех времен). И полуостров Иберийский одно из мест их массового проживания. Как и Богемия-где началась обработка железа и активная торговля, как и Кавказ (Иберия) и дельта Волги. Как и Миди -юг Франции.

    Евреи, до того, как египтяне, посадили их в Ханаане, исповедовали традиционную для всего универсума перворелигию (по Шеллингу-Ursystem der Menschheit), в интерпритации семитских номад.
    Досинайские боги Израиля -Эль-Элогимы, Отец, Сын и Дух-Мать(всё тот же догмат Пресвятой Троицы,тайной Елевсинской).
    Три Элогима-Эль-Элиун,Эль-Шаддай и Эль-Раух, которые и являются Аврааму, у дуба Мамрийского, в образе трёх ангелов.Те же трое создают и первочеловека, андрогина(по образу своему-это два пола в одном -андрогинная сфера Платона) -Адама Кадмона(по Каббале), первый смертный Адам расколот надвое (двуострой крестом-секирой критской или Аттиса или круглой молнией или пламенным мечём etc.), второй бессмертный, будет восстановлен в целости.
    В Библосе -храмы Отца (Эль-Элогима) и сына (Адониса).

В Венеции-Праге-Франуфурте-Триесте-Риме были самые большие  еврейские кварталы обособленные -гетто.Такое же "гетто" было в Венеции и у немецких купцов, уже с начала дученто имели они здесь свой большой торговый двор "fondaco"(В дальнейшем этот "Немецкий двор" (Fondaco dei Tedeschi) станет крупнейшим торговым центром и прославится на всю Европу)
Название пошло от Венецианского квартала Ghetto -видимо сокращёное итал. borghetto (городок)
Единственным выходом из гетто -было формальное обращение в христианство.Бежать из гетто было нелегко -так как беглецы бросали вызов законам и обычаям как евреев так и не евреев.
В Польско-Литовском г-ве гетто отсутствовали,так как с 1265 AD действовали королевские охранные грамоты
Некоторые польские города (Варшава)были под статусом de non tolerandes и там в районах муниципальной юрисдикции запрещалось селиться как и евреям так и знати, крестьянам и чиновникам Короны. В результате евреи селились на землях знати вблизи от городских ворот и на вотчинах в сельской местности.Оттуда и пошли местечки -shtetln.Имели собственную автономию и свой парламент-Совет четырёх земель
По формату гетто - интересные параллели прослеживаются с типовой торговой практикой вообще в Средиземноморье : постоянно живущие в восточном торговом центре и приезжающие в него на несколько недель и месяцев купцы определённого города (Венеции, Генуи, Пизы) образуют обыкновенно замкнутую общину, маленькую копию своей родной коммуны, управляемую консулами, иногда возглавляемую бай-улом, причем в задачи этой общины входит охранять как экономические, так и политические интересы своей родины и помогать своим согражданам.
В вопросах сегрегации мнения муниципалитетов совпадали полностью с желаниями еврейской жреческой верхушки . Конечно "гетто" было крайне выгодно лишь еврейской верхушке, ну это же азбука управления.
А провокаторы, террористы и прочие рэволюционэры - выкармливающей их охранке, для канализации возмущений и выбивания бюджетного финансирования.Ничего нового.
Многие евреи отчётливо это понимали и не хотели быть ни под пятой кагала, ни маргинальными "борцами".
А хотели стать городскими людьми, получить образование, состоятся. Конечно у царской бюрократии были ошибки в работе с евреями, но в общем то вектор был правильный, как и в соседней Австро-Венгрии, на интеграцию и встраивание , на использование качеств позитивных (а их много) еврейского народа во благо социума.
Погромы -это искуственно вызванные внешними акторами беспорядки на окраинах империи, не новая политика. Евреи в массе своей -жертвы английской политики.
В 19 -м веке англичанами было создано сионистское движение, целью которого была интеграция всех евреев планеты. А это очень разрозненные группы - европеоиды, монголоиды, негроиды, говорящие на диалектах арабского, немецкого и испанского, на языках стран проживания, имеющие разные обычаи, часто не подозревавшие о существовании друг друга.
Ведь евреи Запада всегда были склонны смотреть свысока и с презрением на евреев Востока.Так евреи из Франкфурта презирали евреев из Берлина; берлинские евреи презирали венских, а венские -варшавских, варшавские -львовских, львовские -евреев живущих в маленьких штетлах (типа Бердичев, Бельцы, Умань) и.т.д. Это же общее место.Не было такой целостности "евреи" в Европе.
Дезориентировали людей. Вместо ассимиляции и вхождения в цивилизационный круг (как это происходило в Австро-Венгрии и России, пусть и с недостатками и перегибами) предложили сосать пустышку, мало того, покинуть земли своего исконного обитания. Отсюда и все эти навязанные мемы про "черту оседлости"  и "землю обетованную" etc.

Австро -Венгрия
В Австрии евреи были допущены в армию еще в царствование императора Иосифа II. В 1913 AD число офицеров-евреев значительно, даже в высших чинах (по указанию полковника Гедке, в 1909 AD их было: 4 генералов, 10 полковников). % офицеров-евреев, во всяком случае, значительно выше, чем следовало бы по % составу населения империи.
Евреи составляют на 1909 AD до 4,6 % населения Австро-Венгрии, причём они распределены почти равномерно между её обеими половинами. Не имея родного языка, они при переписи населения по народностям вошли в состав других племен, главным образом, венгров, поляков и русских. Обнаружить их можно было в сведениях религиозного состава. Особенно много евреев было в Нижней Австрии и, главным образом, в Галиции и Буковине. В последней их было до 13 %.

Особенно много евреев в корпусе счётных офицеров.
Великобритания
В Великобритании, в силу особенностей комплектования армии (необязательность военной службы, вербовка), число евреев  должно было быть относительно ниже, чем в других странах.
Тем не менее, еще в 1869 AD в английских войсках в Индии числилось 36 офицеров-евреев и 231 нижних чинов.
В 1893 AD в европейских войсках Англии было 61 офицеров-евреев
В  англо-бурскую  войну в рядах англичан было не менее 2 100 евреев.
В 1910 AD число офицеров-евреев достигало 250 (Усов), и они встречались даже в самых аристократических полках.
Германия
В Германии доступ евреям в армию был открыт указом 9 февраля 1813 AD и закреплён законом 3 сентября 1814 AD.
Германские историки отмечают ревностную службу евреев - солдат в период войн за освобождение Европы: 17 человек получили Железный Крест, 23 произведены за отличие в офицеры.
С 30-х годов позапрошлого столетия, известной частью прусского общества была поведена агитация за исключение евреев из армии, достигшая наибольшей напряжённости в середине 40-х AD и приведшая к специальной анкете военного министерства о мирной службе евреев.
Результаты анкеты были доложены соединенному ландтагу в 1847 AD . Доклад свидетельствовал, что, по отзывам опрошенных военных начальников, "Евреи не только не отставали в годину опасности от своих сограждан-христиан, но принимали полное участие в защите отечества", в службе же мирного времени "заслужили повсеместно благоприятные отзывы"; в силу этого министерство признало желательным "распространить отбывание евреям воинской повинности в натуре и на те местности, в которых до того времени доступ евреям в армию был закрыт".

Доклад был принят ландтагом, и с тех пор в прусском военном законодательстве не вводилось каких-либо ограниченныных по отношению к евреям мер, тем более, что законом 3 июля 1869 AD было устранено вообще значение вероисповедания при занятии государственных должностей.
На практике, однако, ярко выраженный в прусском офицерском корпусе антисемитизм привёл к тому, что производство евреев в офицеры (возможное только с согласия офицерского корпуса) фактически прекратилось, и не только в офицеры действительной службы, но с 1880 AD и в офицеры запаса.
Принимаемые, вплоть до 1913 AD, военным министерством, под давлением постоянных парламентских запросов, меры, вплоть до императорских приказов о незакономерности устранения от производства по вероисповедательным соображениям, цели  так и не достигли.
Голландия
В Голландии по отношению к евреям не делалось никакого различия, так как "они несли службу, в различных чинах и на различных постах, всегда исправно и похвально, не давая никогда повода к жалобам или недовольству больше, чем военные других исповеданий" (Лист, 1842).
Италия
В Италии права евреев на военную службу, дарованные эмансипацией французской революции, были утрачены в период реставрации и восстановлены 15 апреля 1848 AD, когда были уничтожены всякие по отношению к ним ограничения.
В 1913  AD, в армии числится до 500 офицеров-евреев. (Усов).
Насколько свободна была военная карьера в Италии для евреев, видно из того, что пост военного министра был занят одно время евреем (Джузеппе Отоленги).
САСШ
В Северо-Американских Соединёных Штатах - при абсолютном равноправии евреев и крупном значении их в торгово-промышленых кругах, доступ в армию до высших должностей для них  в 1913 AD был совершенно открыт.
Турция
В Турции евреи были допущены в армию на равных с остальными народностями правах законом 1909 AD.
Франция
Во Франции они пользовались равноправием (между прочим, и в отношении военной службы) с 27 сентября 1791 AD.
Предистория вопроса (Эмансипация)
Когда разгорелась революция, католицизм подвергся систематическому гонению, которое дошло до апогея при Робеспьере. Конвент издал декрет, который уничтожал "католический культ" и заменял его "культом Разума". 2300 католических церквей были при этом обращены в "Храмы Разума".
Но напрасно в Конвенте подымались голоса, требовавшие, чтобы воспрещение распространилось также и на евреев, чтобы им воспрещено было обрезание. Эти требования были оставлены в полном невнимании, не подвергаясь даже голосованиям.
В местных коммунах отдельные кучки особенно рьяных якобинцев, не посвященных в высшую политику, врывались иногда в синагоги, уничтожая Тору и книги, но лишь к 1794 AD революционно-атеистическая логика заставила наконец и сверху поставить вопрос об уничтожении не одного католицизма, а также еврейства.
Тут, однако, евреев выручил 9 Термидора 1794 AD. Робеспьер пал и казнен. Восторжествовали умеренные элементы. Вопрос о запрещении еврейства сам собой упразднился, а Конституция III года Республики дала евреям равноправие.
Из всего хода событий видно, какую могущественную поддержку успели себе они подготовить в революционной Франции. Крушение постигло христианские алтари и королевский трон, но евреев отстояли - то молчанием, то низвержением "тирана" (Робеспьера) - и привели к эмансипации,
Это была заря еврейской так называемой свободы. Постепенно она стала распространяться по другим странам, разносимая революционными штыками и картечью. Не сразу все это делалось, но так называемая эмансипация евреев была поставлена на всю мощь "современной" государственности, так что практическое осуществление равноправия было для разных стран лишь вопросом времени.
При этой эмансипации евреи приобрели, однако, более чем равноправность: они стали привилегированным сословием или нацией, так как, получая все права граждан каждой страны, они всюду сохранили свою религиозную общину, которая, по существу, есть гражданская.
Основная идея революционного государственного строения требовала, чтобы в государстве не было никаких частных обществ или союзов. Корпорации ремесленные, когда-то подорвавшие евреев, были уничтожены во Франции, и рабочие не могли в течение нескольких десятков лет добиться права на профессиональные союзы. Но община евреев была сохранена.
Наполеон в 1806 AD собрал еврейский Синедрион, со всеми его принадлежностями: был на нем наси - председатель - и два главных члена - аб бет дин (то есть председатель суда) и хахам (представитель раввината). Всех членов, кроме председателя, было 71.
Синедрион должен был выработать устройство французских евреев (система Консисторий, главной и местных), которое приблизительно остается таковым и до сих пор. Эта организация имела своей официальной целью надзор над евреями, но такой надзор в действительности был лишь восстановлением особенного еврейского самоуправления.
Так складывалась "эмансипация" повсюду. Везде евреи получали местные права и сохраняли свою внутреннюю сплочённость и самопомощь. Мало того, никакие законы не могли предотвратить и международной связи еврейства.
  Citato loco : Лев Тихомиров, "Религиозно - философские основы истории"

На практике, служба евреев в армии проходила не без трений, в силу развитого в старом французском дворянстве антисемитизма, хотя до законодательных ограничений дело и не доходило.
Сильным толчком для антиеврейской агитации в армии послужило известное дело Дрейфуса .
С пересмотром его и с завершением процесса постепенной демократизации офицерского корпуса, заметных антисемитских тенденций в армии более не наблюдалось.
Так, в 1911 AD на важнейший пост начальника генерального штаба была выдвинута кандидатура еврея, генерала Валабрега, и назначение его не состоялось только ввиду сделанных по этому поводу русским военным министерством представлений.
Россия
Высочайше утвержденное 9 декабря 1804 года Положение. О устройстве Евреев
Для России военно-еврейский вопрос имел особое значение, как в силу многочисленности еврейского населения её (из 12 миллионов общего числа евреев на земном шаре свыше 5 миллионов в 1913 AD приходится на Россию - в 1813 AD, евреев в западных губерниях, принятых в состав империи после разделов Польши было 500 тысяч ), так и в силу сосредоточения их на западном, важнейшем для нас, пограничном театре.
До царствования Императора Николая I евреи, наряду с остальными торгово-промышленниками, были освобождены от несения личной воинской повинности, уплачивая по 500 рублей за рекрута (Указы 7 сентября 1794 AD и 21 января 1796 AD).
Император Николай I, видя в армии могучую воспитательную силу, счёл полезным, в видах "исправления" и "преобразования" евреев, ввести их в "армию-школу".
С этой целью 26 августа 1827 AD был утвержден им "Устав рекрутской повинности и военной службы евреев", устанавливавший усиленный, почти втрое по сравнению с русским населением, набор, исключительные меры для предупреждения уклонений (круговая порука общества, штрафные рекруты, штрафы) и недопущение замены личной службы денежным взносом.
Еврейским обществам было разрешено ловить беспаспортных евреев, принадлежавших к другим обществам, и отдавать в зачёт следуемых с них рекрут.
Для усиления воспитательного воздействия армии был учреждён институт малолетних кантонистов, о котором сохранились довольно мрачные рассказы современников.
Благодаря перечисленным мерам, эпоха Императора Николая I была временем усиленной ассимиляции евреев, огромного количества крещений их etc.
Тем не менее, при всей строгости службы etc., Николаевское законодательство в рядах самой армии не выделяло евреев из общей массы солдат и даже предоставляло выслужившим законный срок в войсках право свободного жительства и даже определение, по желанию и способности, в гражданскую службу.


Царствование Императора Александра II, сняв с армии "ассимиляционную" воспитательную задачу, внесло значительное облегчения в "рекрутский устав" Императора Николая I (отмена в 1856 AD приёма в рекруты малолетних, отмена "штрафных" рекрут в 1857 AD, отмена сдачи поверенных обществ в солдаты и арестантские роты за недобор, отмена взимания рекрута за 2 000 рублей недоимки etc.), но ввело ряд служебных ограничений - от воспрещения назначать евреев в определёные части войск (конвойные и местные команды, гвардию, флот etc.) до воспрещения производить их в унтер-офицеры.
Новое течение сказалось и на отношении к евреям-военным врачам, в царствование императора Николая I свободно служившим в армии и достигавшим иногда видных постов (Абрагамсон).
В 1858 AD военный совет признал "неудобным иметь в войсках врачей из евреев".
Законом 1861 AD право на военно-врачебные должности было сохранено только за докторами медицины, и распространения этого права на врачей-евреев вообще удалось добиться только в 1865 AD, после произведенной (в 1863 AD) военным министерством особой анкеты.
За исключением начальника Гвардейского корпуса и начальника II резервного корпуса, все остальные спрошенные высшие чины дали благоприятные отзывы, находя, что распространение указанных прав "может только принести пользу еврейскому населению вообще и войскам в особенности".

Введение всеобщей воинской повинности в 1874 AD отразилось на положении евреев в армии не в лучшую, a в худшую сторону.
Ввиду сказавшегося уже при первых призывах недобора , в силу хаотичного состояния еврейской метрикации, обусловившего крайнюю неправильность еврейских призывных списков и быстро росшей, по мере изменения (вызванного, цивилизаторским и культуртрегерским комплексом мероприятий правительства по социализации  евреев, мотивации их к производительному, общественновостребованному труду, к воинской повинности на общих основаниях для  рекрутских сословий) правового и экономического положения евреев в России, эмиграции, постепенно восстанавливались "Николаевские" меры к пресечению евреями возможности уклонения, вплоть до полной круговой поруки и штрафования семейств неявившихся (1886 AD).
К 1913 AD, по силе действующих циркуляров, меры ограничения евреев в армии представляются в следующем виде:
  • Евреи-новобранцы, равно нижние чины из евреев не допускаются:
    • в гвардию, в команды интендантского ведомства, также в конвойные и местные, в писарские ученики, во флот, в пограничную и карантиную стражи, в крепостную артиллерию и миномётные роты
    • к прохождению курса в юнкерских (с 1910 AD - военных училищах, пр. по в. в. 1910 г. за № 243) училищах
    • к держанию экзамена на звание прапорщика запаса
  • Евреи, имеющие какие-либо фармацевтические степени, в случае мобилизации, не назначаются на должности по своей специальности
  • Евреи не определяются на места военных капельмейстеров; среди штатных музыкантов их может быть только половина общего числа
  • Евреи определяются на военно-врачебные должности по 5 % норме, причем в части, где по штату полагается только один врач, евреи не назначаются вовсе
  • На службе евреи не должны быть выделяемы по довольствию пищей из артели, a должны продовольствоваться на общем основании из общего котла, кроме еврейских постов и больших праздников.
  • В жандармские дивизионы и команды (военную полицию) не принимаются евреи, хотя бы и крещёные

Равным образом, были утрачены евреями - отставными нижними чинами прежние права свободного жит-ва (циркуляр министерства внутренних дел 1885 AD № 29 и Высочайшее повеление 15 октября 1892 AD).
Исключение составляют участники войны 1904-05 AD, которым право повсеместного жительства предоставлено ст. 7 Высочайшего указа 11 августа 1904 AD.
В 1907 -1913 AD, в связи с общим обострением в России еврейского вопроса, в некоторой части печати и Государственной Думы велась усиленная агитация за совершенное исключение евреев из армии.
Ввиду того, что требование это в значительной мере обосновывалось на утверждении о массовых побегах и сдаче в плен евреев в последнюю русско-японскую войну, военным министерством была предпринята анкета, данные которой должны были лечь  в основу новых, по данному вопросу, законоположений, подлежащих внесению в Государственную Думу предстоящего созыва.

Вот любопытная история , которая характеризует образ мышления офицеров гвардейской кавалерии тех лет:
31 января 1899 AD в возрасте 75 лет скончался надзиравший за казармами полка старейший вахмистр, прослуживший 53 года, 35 из которых - в Кавалергардском полку. Он был евреем по имени Авель-Арон Исаакович Ошанский. Его здоровье стало ухудшаться в 1898 AD, однако вопреки рекомендациям доктор ов и советам начальства он продолжал ревностно исполнять свои обязанности. Когда командир полка ухорял его за перенапряжение сил, тот отвечал: "Ваше сиятельство, все доктора - лжецы. Если я лягу в постель, то умру".
Ошанский удвоил усилия, чтобы подготовить полковой юбилей в январе 1899 AD. Это была его лебединая песня: вскоре после окончания торжеств он слег в постель и более уже не поднялся.
А затем произошло нечто совершенно экстраординарное для тех дней, 3 февраля прошла церемония похорон Ошанского. Вот как описал ее французский корреспондент;
"Что за диковину я вижу? Просто-напросто еврейские похороны, проводимые по всем канонам иудаизма в кавалергардских казармах. В первых рядах собравшихся, среди бедно одетых евреев, стоят блестящие, в полной форме офицеры полка и бывшие его командиры с траурными чёрными повязками на левом рукаве. Раввин произносит несколько слов на иврите, затем по-русски. Он решился воздать вахмистру должное за то, что тот остался преданным своей вере. Элегантная дама, супруга одного из офицеров полка, одетого в расшитый мундир, перелистывает страницы книги поминалыых еврейских молитв на русском и иврите, которую дал им служка синагоги. Князь Голицын и молодой граф Игнатьев деликатно стараются поддержать относительный порядок. Статные солдаты пересмеиваются с еврейскими девушками, помогая им пробиться к гробу. Генерал Тимирязев, бывший командир полка, поправляет монокль. Нынешний командир генерал-майор А.Н.Николаев инстинктивно начинает креститься. В первом ряду стоит генерал граф Игнатьев, бывший полковой командир. И вот, наконец, гроб покидает казармы. Почётный караул обнажает палаши. Полковой оркестр играет похоронные марши. Офицеры провожают похоронную процессию до Николаевского вокзала, откуда тело отправится на еврейское кладбище."
Следует добавить, что французский репортёр с грустью написал, что после Ошанского ни один из его соотечественников-евреев уже не станет кавалергардом. Он не знал, что сын Ошанского к тому времени уже служил в полку рядовым.
Citato loco: Жерар Горохов, "Русская имераторская гвардия"

Лumepamypa пo военно-еврейскому вопросу, в силу его остроты, в большинстве не представляется достаточно объективной и носит яркий отпечаток полемичности, спускаясь зачастую на уровень памфлетов с одной стороны и панегириков с другой.
В силу этого, при пользовании ею необходим взвешенный подход, ratio.
Index liborum  (Главные работы того и другого направления):
  • Война и евреи, Спб., 1912
  • Усов, Евреи в армии, Спб., 1911
  • Кулишер, История русского законодательства о евреях, "Еврейская Старина" 1910 г., № 2
  • Ю. Гессен, Евреи в России, Спб., 1906
  • Собрание законов и постановлений, до части военного управления относящихся, 1827 г., кн. III
  • С. Д., Как была введена рекрутская повинность для евреев в 1827 г., "Еврейск. Старина" 1909 г., № 4
  • Бейлин, Из рассказов о кантонистах, "Еврейская Старина" 1909 г., № 3
  • Никитин, Век пережить - не поле перейти, "Еврейская Библиотека", т. IV
  • Шпигель, Из записок кантониста, "Еврейская Старина" 1911 г., № 2
  • Станиславский, К истории кантонистов, "Еврейская Старина" 1909 г., № 4
  • Ю. Гессен, К судьбе евреев - врачей в России, "Еврейская Старина" 1910 г., № 4
  • В. В-в, Из практики присутствий по воинской повинности, "Воен. Сб." 1883 г., № 9
  • Далинский, Евреи в армии, "Воен. Сб." 1911 г., №№ 9 и 10
  • А. Смирнов, Евреи в армии, "Рус. Инв." 1911 г., № 122
  • Апухтин, О евреях в армии, "Рус. Инв." 1911 г., № 103
  • Ф. Ковалевский, О Е. в армии, "Рус. Инв." 1911 г., № 134
  • Тарасов, Что представляет собою рус. армия в стрелк. отношении, Спб., 1911
  • Мстиславский, Без евреев, "Рус. Богатство" 1912 г., № 2
  • Полянский, О евреях в армии, "Рус. Инв." 1911 г., № 196
  • О призыве евреев на военную службу, "Офиц. Жизнь" 1912 г., № 283
  • Владиславский, Об евреях в русской армии, "Рус. Инв." 1912 г., № 84;
  • Эриксон, Некоторые сведения о заболеваемости психозами евреев и поляков в Царстве Польском, "В.-Мед. Журн." 1908 г., № 10
  • "Двадцатый Век" 1906 г., № 60
  • Шифон, По поводу книги "Евреи в армии", "Воен. Сб." 1911 г., № 12
  • Еще о Тюренчене, "Нов. Время", № 12.747
  • Ю. Гессен, Евреи в Варшавском герцогстве, "Еврейск. Старина" 1901 г., № 1
  • "Нов. Время" 1911 г., №№ 12819, 12826, 12830
  • Евреи в армии, "Нов. Время" 1912 г., №№ 13040, 13044, 13046 и 13070
  • Die Juden als Soldaten, Berlin, 1897
  • Samter, Judentaufen im XIX Jan. hundert, Berlin, 1906
  • Luninska, Berek Joselewicz i jego syn, Warszawa, 1909
  • Wulff, The American jew as patriot, Soldier and citizen, New York, 1895
  • Das judische Bekenntnis als Hinderningsgrund bei der Bёfоrderung zum preussischen Reserveoffizier, Berlin, 1911
  • "Национальная политика в императорской России" под ред. Ю.И. Семенов, Москва 1997
  • Национальная политика в императорской России. Цивилизованные окраины (Финляндия, Польша, Бессарабия, Украина, Закавказье, Средняя Азия). Составитель и редактор Ю.И.Семенов. М., 1997

Links:
Previous post Next post
Up