Книга, вытаскивающая женщин со дна

Jul 16, 2014 09:43

Оригинал взят у accion_positiva в Книга, вытаскивающая женщин со дна


В этом я имела неоднократную возможность убедиться, начиная с 2004 года, когда был опубликован первый вариант книги "Учебник для женщин, подвергающихся насилию" барселонской терапевта и преподавательницы Консуэло Барэа. С тех пор книга прошла долгий и успешный путь: испанское издание, два специальных издания для Мексики и Польши. Теперь - специальное издание на русском языке. Сама я искренне считаю этот текст во многом уникальным по значимости, возникшим из долгого практического опыта помощи женщинам, страдавшим от домашнего насилия, ещё с тех времён, когда и в испанской полиции избитым женщинам говорили: "Сеньора, идите-ка домой к мужу, не позорьте тут семью!"

Я познакомилась с Консуэло лично в феврале этого года, специально для того, чтобы предложить ей волонтёрство в переводе книги на русский язык. Одновременно, Марга Кероль, барселонская художница-дизайнер, предложила своё безвозмездное сотрудничество в проекте. Консуэло занялась поиском финансирования и оргвопросами по изданию и дистрибьюции. В конце концов нам всё удалось, и в середине сентября книга поступила в продажу: пока только в бумажном варианте на BookDepository и на Amazon, мы продолжаем работу над тем, чтобы книга стала доступной в электронном варианте. Но главное! На русском языке теперь уже ЕСТЬ книга, специально посвященная проблеме домашнего (и шире - гендерного) насилия, с особым упором на психологическое насилие над женщинами в контексте личных отношений с мужчинами. Сказать, что меня распирает от гордости, - это ничего не сказать. Проект был сделан с нуля и на голом энтузиазме - и мы его успешно завершили! К тому же, авторка любезно предоставила мне возможность вставить мои пять копеек в текст, прислушивалась к моему мнению и советам, короче, для меня лично это стало не только опытом перевода, но и творческим опытом.

Сегодня я получила по почте из издательства личный экземпляр книги. Теперь предстоит ещё раз перечитывать и редактировать текст, потому что набирают в печать люди, не знающие русского языка, и наверняка найдётся пара опечаток, которые надо будет исправлять.., работа продолжается.

Хочу предложить вниманию читательниц интервью с авторкой, которое мы подготовили специально к выходу книги в свет.



Acción Positiva: Консуэло, во-первых, спасибо за то время, которое ты уделяешь специально русскому тексту (и контексту) книги. Я бы хотела начать нашу беседу, спросив твоё мнение как клинического терапевта вот об этом:
"Почему муж поднимает на жену руку? - Потому что она его обзывает, сильно унижая грубым словом. Просто так, нормальный, психически здоровый человек бить другого человека не будет. Если мужчина никого просто так не бьет, а лупит только жену - это проблема исключительно женщины. Это не может быть проблемой мужчины - потому что он здоров и адекватен. Вот если бы он постоянно на всех кидался, и лупил всех кулаками - тогда другое дело. Но в этом случае он бы жил в психбольнице, а не в цивилизованном обществе. Значит вопрос нужно ставить по-другому: не "почему меня бьет муж?", а "почему я его довожу до того, чтобы он поднимал на меня руку?" Не имеет значения ни ситуация, ни обстоятельства - ничто не может оправдать тот факт, что женщина опустилась до оскорбления. Если ты хочешь, чтобы муж относился к тебе как к Леди - будь Леди сама, веди себя культурно. Чем культурное общество отличается от варварского? В нем есть какие-то ограничения, табу, условия совместного проживания, которым люди договорились следовать. Благодаря этим ограничениям люди имеют возможность комфортнее проживать друг с другом. Но ввести в свою семью культурное обращение возможно только в том случае, если ты сама умеешь себя ограничивать - и в нехороших выражениях в адрес мужа тоже при любых условиях и жизненных обстоятельствах. (Оксана Дуплякина)"
То, что я цитирую, в России является не только "гласом народа", но и "профессиональным мнением" многих терапевтов, специалистов в области психического здоровья. Как, чтó и с помощью каких аргументов необходимо возражать на подобные выверты мозга?

Consuelo Barea: Гендерное насилие представляет собой насилие мужчин над женщинами, основывающееся на  идеологии мужского превосходства и мужских привилегий. Муж поднимает руку на жену, потому что считает и убеждён, что имеет на это право. Точка. Никаких "спровоцировала" или "довела". Во многих странах сейчас уже никто не признаёт, во всяком случае официально, за мужчинами никаких исключительных прав или привилегий: подвергать гендерному абьюзу женщин считается уголовным преступлением.
Гендерное насилие возникает из определённой идеологии, из представления о том, что мужчина является высшим по отношению к женщине существом, а следовательно, имеет право контролировать её поведение на своё усмотрение, используя для этого любые "методы", прежде всего - любые виды насилия. Так как эта идея находила своё отражение в законах, совсем до недавнего времени женщина и её дети официально считались собственностью мужчины во всех странах мира, а избивать их не только не порицалось и не наказывалось, но даже поощрялось - "воспитание жены" было долгом мужа. Даже сегодня в странах с самым прогрессивным гендерным законодательством мужчины-абьюзеры практически не встречают противодействия со стороны общества, хотя их действия официально могут быть расценены как преступление. Фактическая безнаказанность - одно из наиболее важных социальных "поощрений" для абьюзера, но основным мотивом для насилия мужчин над женщинами является то, что с помощью насилия можно легко контролировать, можно заставить замолчать, заставить подчиниться.., короче, насилие - это наиболее лёгкий и привлекательный для многих мужчин способ заполучить и осуществлять власть: не надо делать усилия и в чём-то убеждать, что-то доказывать, логически мыслить, честно себя вести в отношениях и т.д. Когда мужчина реагирует на уход женщины из отношений абьюза бурным гневом, яростью, резким усилением насилия и покушением на убийство женщины - это не потому что он сожалеет о том, что она ушла от него, это он пытается вернуть себе власть, которую женщина разрушает своим уходом.

АР: Однако, женщин упорно учат "искать причину в себе", уверяют, что существуют какие-то рецепты правильного поведения, которое может гарантировать женщине не только "вечную любовь" мужчины, но и отсутствие насилия с его стороны...

CB: Мужчина-абьюзер не нуждается в поводах для насилия. Для него таким поводом может быть любое действие, слово или выражение лица женщины. Он осуществляет насилие не как реакцию на её поведение, а как способ показать, "кто тут главный". Из приведённого тобой отрывка можно подумать, что если женщина вступает в отношения с мужчиной, а тем более - выходит за него замуж, то у неё не должно быть ни инициативы, ни собственного мнения, и что надо костьми лечь, но сохранить отношения с этим мужчиной, какими бы они не были. Ничего подобного. Женщина всегда имеет право на собственное мнение, на свои личные интересы и инициативы, а если отношения с мужчиной её не устраивают, то она имеет право развестись или разорвать отношения. Самое главное - женщина должна знать, что гендерное насилие и абьюз являются преступными деяниями, и что она имеет право требовать от общества внимание к её проблеме, получать содействие и защиту со стороны общества.

АР: а утверждение о том, что "нормальный психически" мужчина никого "просто так" бить не станет?

СВ: Поведение мужчины-абьюзера невозможно ни объяснить, ни понять, если чётко не усвоить себе, что оно вытекает из убеждённости мужчины в том, что он имеет право на абьюз над женщиной. Эту убеждённость он приобретает в процессе воспитания, эта идея поставляется ему сексистскими установками общества. Абсолютное большинство мужчин-абьюзеров, даже самые жестокие из них, - психически нормальны в клиническом смысле, они не больше отклоняются от идеала психической нормы, чем остальное население.
Ланди Банкрофт пишет в статье "Мужчина-абьюзер в конфликтах за опеку и визиты" (1998): "Абьюзер уверен в своём праве: в своих особых правах и привилегиях, которые не распространяются на других членов семьи. Он уверен в том, что его потребности должны быть главным и единственным пунктом семейной повестки, и что все члены семьи должны старательно следить за тем, чтобы он был счастлив. Как правило, абьюзер считает своей преррогативой определять, когда и как между ним и его партнёршей будут иметь место сексуальные отношения, и отказывает женщине как в праве не соглашаться на них, так и в праве инициировать их. Также он полагает, что работа по дому и уход за детьми должны осуществляться кем-то, только не им самим. По его мнению, за любой его вклад в эти дела его должны по-особенному благодарить, восхищаться им. Он очень требователен. Он крайне неуважительно себя ведёт: считает партнёршу менее компетентной, менее умной и менее чувствительной, чем он сам. Часто он обращается с женщиной как с неодушевлённым предметом. Любыми способами старается показать, что он в доме главный.
Объединяющим принципом разнообразных проявлений абьюза является чувство собственности, характерное для мужчины-абьюзера. Абьюзер полагает, что если женщина согласилась вступить с ним в отношения, она тем самым перешла к нему в собственность. Именно эта идея собственности на другого человека наиболее ярко проявляется в случае убийств женщин, которые решились разорвать отношения с абьюзером: мужчина считает, что женщина не имеет право прервать отношения с ним до тех пор, пока он сам не решит окончить их".
Ланди имеет двадцатилетний опыт работы с мужчинами-абьюзерами и членами их семей: более тысячи дел о гендерном насилии в качестве терапевта и пять тысяч дел в качестве супервизора. Он признанный специалист и автор работ по этой теме, а также по теме абьюза над детьми и опеки, он ведёт профессиональные курсы для работников судебной системы, социальных работников и терапевтов, так что уверяю тебя, он знает, о чём говорит.

АР: То есть, на вид "нормальный" и приятный во всех отношениях человек вполне может быть и бывает абьюзером в семье?

СВ: Именно абьюзеры придают особое значение и уделяют много внимания и времени тому, чтобы создать положительный образ самого себя в обществе. Вне семьи их практически никогда не знают как гневливых и злобных хамов. Когда о его злоупотреблениях и/или преступлениях в семье становится известно остальным, то люди обычно говорят, что не может быть, что его бес попутал или же он сошёл с ума, что он потерял контроль, сорвался, слетел с катушек. Это не имеет ничего общего с истинным положением дел. Абьюзер хорошо понимает, чтó он делает, он выбирает момент для агрессии, он знает, как надо бить, он никогда не нападает на начальство или на тех, кто имеет возможность дать отпор. На самом деле, абьюзеры гораздо лучше, чем другие люди, умеют контролировать себя, они дозируют свою агрессию, как на аптекарских весах. Дэвид Адамс (я специально ссылаюсь на специалистов-мужчин) пишет: "Часто мужчины-абьюзеры являются любимцами публики, обладают авторитетом и оцениваются положительно со стороны товарищей по работе и соседей. Их социальные отношения носят позитивный характер. На людях они ведут себя противоположно тому, как ведут себя в личной жизни. Многие из них очаровательны, харизматичны и привлекательны для большинства окружающих, в том числе - и для своей будущей жертвы. Поэтому очень важно верить женщине, если она говорит нам об абьюзе, важно, чтобы её слова не обесценивались родственниками, друзьями, коллегами по работе и судьями на основании того, что агрессор - симпатичный им парень с безупречным поведением на публике. Эксперты по работе с абьюзерами утверждают, что поведение мужчины на публике не является показателем того, будет ли он совершать насилие в отношении партнёрши или нет".

АР: Джекилл и Хайд?

СВ: Именно. Абьюзеры - искусные манипуляторы. Они нисколько не смущаются даже беседами с профессиональными психологами. Они настолько уверенно жонглируют фактами, представляя самого себя жертвой агрессии со стороны женщины, так убедительно жалуются на то, что женщина ненормальна психически, приводят так мастерски подтасованные "доказательства" этой ненормальности, что очень часто психологи приходят к выводу, что насилие в паре является двусторонним, обоюдным.

АР: Консуэло, полное название твоей книги: "Учебник для женщин, подвергающихся насилию (которые хотят перестать ими быть)". Давай заострим внимание на этом "хотят". Думаешь ли ты, что могут быть женщины, которые не хотели бы избежать абьюза, остановить его? В России очень распространено мнение о том, что женщин подвергают насилию, так как они сами - часто неосознанно - этого хотят.

СВ: Когда в отношениях существует абьюз, то практически все женщины переживают стадию, когда они испытывают по отношению к мужчине-агрессору смешанные чувства страха и эмоциональной зависимости. Это один из этапов развития Стокгольмского Синдрома. То есть, захотеть покинуть абьюзера действительно непросто для женщины, которая подвергается насилию. Моя книга, другие подобные книги призваны помочь ей в этом, остановить и повернуть вспять процесс развития Стокгольмского Синдрома. Кроме того, осознанию желания выйти из абьюза может препятствовать и объективная ситуация: женщина не без основания боится абьюзера. Большинству женщин их мужья и сожители-абьюзеры прямо или косвенно угрожают физической расправой, насилием в отношении детей или родственников. На месте этих женщин любая бы испугалась и предпочла бы "не думать о плохом": примеры убийств женщин и детей близкими им мужчинами у всех перед глазами. Кроме того, абьюз делает женщину нищей материально и изолированной социально, часто она теряет и не может вновь найти работу, теряет собственность и деньги. Уйти от агрессора без чьей-то помощи, полагаясь только на себя, без средств, без работы, затерроризированная психологически и с детьми на руках - это не каждой под силу. И тогда женщина предпочитает "не хотеть уйти".

АР: В России не существует закона о предотвращении и мерах борьбы с гендерным насилием, смертельные жертвы домашнего насилия не считаются таковыми, со стороны общественных структур не оказывается никакого содействия женщинам и детям, подвергающимся насилию в семье. Как ты считаешь, что могут сделать женщины в этой ситуации?

СВ: Только одно - объединиться и требовать признания, гарантий и соблюдения прав человека женщин. Эгалитарные мужчины должны активно содействовать женщинам и присоединиться к ним, требуя приведения законодательства вашей страны в соответствие с 21-ым веком. Такой стране как Россия, которая претендует на образец человеческого развития и культуры, необходимо всерьёз задуматься над вопросом защиты и содействия женщинам и детям, ставшим жертвами домашнего насилия. Я уверена, что так оно и будет.

АР: Существует мнение (особенно в так называемых "прогрессивных" кругах) о том, что "пусть нас не учат жизни эти западные домохозяйки, они ничего не знают о наших проблемах". Чуть что, постоянно поминают эту домохозяйку, "белую женщину среднего класса из западной страны", которая якобы не в силах понять особенности жизни российских женщин. Как ты думаешь, действительно ли гендерное насилие имеет в разных странах некую национальную специфику, из-за которой эта пресловутая западная женщина не может делиться с женщинами других стран  коллективным и личным опытом борьбы против гендерного насилия?

СВ: Опыт женщин разных стран в том, что касается гендерного насилия, очень схож. Домохозяйки или нет, мы, женщины разных стран, сталкиваемся с одними и теми же проблемами гендерного насилия и гендерной дискриминации. В мире существуют страны, в которых родиться женщиной - худшее из наказаний, которое только можно себе представить, но также существуют страны, в которых предприняты многочисленные и часто успешные меры к искоренению патриархатного насилия и дискриминации. Мои свобода, равноправие и права не будут истинными до тех пор, пока они не распространяются на женщин всего мира, пока они не универсальны.
Кроме того, разглагольствовать о том, что в западных странах "женщины добились всего" значит манипулировать общественным сознанием. Именно на пути к эгалитарному обществу женщины западных стран столкнулись с невероятным усилением гендерного насилия. Когда женщины на Западе поняли, что у них есть право не терпеть, что они имеют право требовать равноправия не только в общественной, но и в личной сфере, что они имеют право в любой момент прекратить не устраивающие их отношения, то есть, когда патриархатное господство мужчин в личной сфере пошатнулось, вот тогда-то и выяснилось, что многие весьма и весьма общественно прогрессивные мужчины настолько удобно чувствуют себя в сексистских стереотипах и так хорошо устроились в своих гендерных привилегиях, что готовы зайти весьма далеко в их отстаивании. Эти мужчины воспринимают требование равноправия со стороны женщин как дискриминацию, потерю личной власти и социального статуса. Для поддержания самооценки этим мужчинам просто необходимо сделать так, чтобы женщина не могла быть ни в чём равной им и ни в чём не превосходила бы их. В ходе своей психологической практики и своих исследований Леонор Уолкер обнаружила, что чем увереннее в себе и ассертивнее становились её клиентки-женщины, тем с бóльшим психологическим и физическим насилием со стороны партнёров-мужчин им приходилось сталкиваться. Решение женщины подать на развод в западных странах и сегодня воспринимается мужчинами не как осуществление права женщины на личную свободу, а как брошенный мужчине вызов, нападение на его маскулинность: в патриархатном мышлении только мужчина имеет право затевать и прерывать личные отношения с женщиной, как и когда ему вздумается; если женщина думает и решает самостоятельно, значит, она осуществляет агрессию в отношении мужчины, и тогда его стремление к власти становится особенно острым, неразборчивым в средствах и часто - смертельно опасным для женщины. И так везде, во всех странах, где есть хоть какие-то исследования по теме гендерного насилия, - везде обнаружена и действует эта схема.

АР: Консуэло, огромное тебе спасибо за эту беседу и за те усилия, которые ты приложила к тому, чтобы выход в свет твоей книги на русском языке стал возможным.

СВ: Мы все много работаем, много делаем.

Previous post Next post
Up