"- Лучше их вообще не упоминать. И никаких конкретных названий. Назвать - значит выдать себя, это обязательно наведет их на след; на них нельзя обращать внимание, тогда они, возможно, не заметят нас. Это наш единственный шанс.
- Даже в мыслях не называть? На лице Свида отразилась мучительная тревога.
- Особенно в мыслях."
В фильме "От заката до рассвета" есть отличный диалог.
Пастор Джейкоб Фуллер: Кто-нибудь из вас читал настоящие книги о вампирах? Или мы сейчас просто припоминаем художественные фильмы? Я имею в виду настоящую книгу.
Секс-Машина: Типа летописи, что ли?
Джейкоб Фуллер: Значит, никто.
Типичный западноевропейский подход. Зафиксировать феномен и классифицировать его. Как только это сделано, феномен становиться просто объектом с которым можно работать. Но бывает, что это не работает. Как у героя "Ив": "...стараясь подметить непреложные доказательства их реального существования, я в какой-то момент обнаружил, что сами критерии, определяющие их реальность, стали какими-то зыбкими."
"Ивы" Блэквуда о феномене, который невозможно классифицировать. Два друга едут от истоков к устью Дуная. По пути они высаживаются на случайный остров. Куча песка посреди реки, на котором растут ивы. Постоянно уменьшающаяся отмель, которая исчезнет в бурных водах через несколько дней. Герои решают передохнуть одну ночь и разбивают палатку.
А дальше у Блэквуда все, как в кино у Родригеса. Только с небольшим, но существенным отличием. Потому как, "духи стихий и божества все же хоть как-то доступны нашему разумению, поскольку связаны с людьми самим фактом верования или обрядом жертвоприношения. Но те потусторонние сущности, которые нас сейчас окружают, не имеют ничего общего с человеком - лишь по какой-то роковой случайности их мир вошел во взаимодействие с нашим."
"Ивы" Блэквуда Лавкрафт объявил лучшим мистическим рассказом из всех, которые ему приходилось читать (
http://www.hplovecraft.com/life/interest/authors.aspx). Хотя мистика и там не ординарная. Как например, место действия. Не замок или кладбище, а рассыпающийся остров.
Это рассказ о пограничной территории ("В этой точке земли завеса, отделяющая их мир от мира нашего, была несколько тоньше, чем во всех остальных"). О переходах героев из рационального объяснения происходящего в иррациональное и наоборот. О самоубийстве, как жертве. О временных скачках, типа обнаружения вроде трупа, который вроде выдра, или который труп одного из герев в будущем (
http://www.fustar.info/2008/03/20/dreadful-thoughts-story-club-2-the-willows/).
Ну и, возможно, о геях. Там один из друзей швед. А второй, прототип автора. Блэквуд никогда не был женат. Это так, к слову. И притянуто ради прикола.
Рассказ отличный. Медленно вводит в состояние транса и потом бьет, как из пулемета событиями и переживаниями.
Когда читал, вспомнил один эпизод из собственной жизни. Ехал в облачный день куда-то по трассе и вдруг увидел ивы. Огромные. По обеим сторонам дороги. Их было очень-очень много. И вид их был такой, аж внутри что-то содрогнулось. Жуткий вид. Они были похожи на "…стадо доледниковых монстров, столпившихся у водопоя".
Читать стоит. Однозначно.
P.S. Мифический
Почему ивы?
Слова "witch" - "колдунья" и "wicked" - "злой, нечестивый" происходят от одного и того же древнего названия ивы (отсюда и "wicker" - "ивовые прутья").
Для изготовления "помела ведьмы" - "witch's besom" берут ясеневый кол, березовые ветки и вязанки ивовых прутьев. (
http://www.chernetskaya.ru/blog/562)
Это растение само по себе ни «хорошее», ни «плохое», но его аура обладает свойствами увеличивать любое магическое действие (
http://astro.rufox.ru/magic/plants/12.htm/).
Ей безразличны проблемы добра и зла, она служит только природе. (
http://www.sunterra.ru/universe/tree/iva.html)
В Колхиде, на пути к золотому руну, Медеей была посажена ивовая роща. На ивы, растущие в этой роще, существовал обычай вешать тела умерших. Под землей в роще Персефоны, владычицы преисподней, тоже растут печальные ивовые деревья. (
http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-48/13.htm)
У Толкина описывается старый злой ивак, чуть было не лишивший жизни четырех путников; их спас, пользуясь старым приемом защитной магии , Хозяин леса Том Бомбадил.
У Роулинг рядом с магической Школой Хогвартс росла Драчливая Ива. А палочка мамы Гарри Поттера была сделана из Ивы. (
http://www.sunterra.ru/universe/tree/iva.html)
Согласно одному мифу, сыновья Бора, завершив свои мироустроительные труды, прогуливались по берегу моря и нашли два выброшенных волнами бревна. В эти бревна они вдохнули жизнь: Один наделил их дыханием, Вили - подвижностью, а Ве - разумом; и от этих первых людей, которых звали Аск и Эмбла (Ясень и Ива), пошел весь человеческий род. (
http://weavenworld.ru/books/C42/I223)
P.P.S. Исторический
Блеквуд был очень странным человеком. Такой себе искатель приключений. Занимался милионом дел. (
http://www.oxforddnb.com/view/printable/31913)
В 1900-1901 годах, в возрасте 31 года, Блэквуд совершает два летних путешествия в 2400 миль вниз по Дунаю (
http://www.oxforddnb.com/view/printable/31913). Причем второе, со своим другом Wilfred Wilson. (
http://www.fustar.info/2008/03/20/dreadful-thoughts-story-club-2-the-willows/) Отчет он публикует в двух эссе "Down the Danube in a Canadian Canoe" в журнале Macmillan's Magazine в октябре 1901 года.(
http://www.abebooks.co.uk/DOWN-DANUBE-CANADIAN-CANOE-Part-Macmillans/6427389162/bd)
В 1907 году он выпускает свой второй сборник "The Listener and Other Stories", в который включает рассказ по мотивам этих событий. "Ивы".
Этот рассказ, по мнению некоторых критиков (
http://www.litgothic.com/Authors/authors.html), составляет интересную пару с другим его мистическим рассказом о деревьях The Man Whom the Trees Loved (в английском варианте здесь
http://www.gutenberg.org/ebooks/11377 или здесь
http://www.fullbooks.com/The-Man-Whom-the-Trees-Loved.html).
И да, есть сценарий по этому рассказу
http://waynespitzeroilofdog.blogspot.com/2008/02/blog-post.html. Интервью с автором тут
http://www.buried.com/interviews/wayne-spitzer-filmmaker/209/.
P.P.P.S Рулеточный
По условиям Барсумской рулетки "загадывать партнерам можно только американский худлит, написанный с 1884 по 1951 год". В 1951 году умер Блэквуд. И, чисто технически, все ее участники читали книги, которые тем или иным образом повлияли на Блэквуда (если он их читал)). В 1884 ему было 15. Через два года он прочел Бхагавад-Гиту и навсегда изменил свое протестантское мировоззрение. На горе папе и на радость будущим читателям.