"- И мы действительно смотрели назад во времени?
- Всякий раз, поднимая глаза к ночному небу, вы смотрите назад во времени. Не такое уж и великое дело"
Стивен Фрай, "Как творить историю"
По разнообразию обложек можно представить о чем роман и что в нем цепляло художников. Отсутствующий Гитлер, мужские голые ноги, таблетки, сперматозоиды. Вот рыбка - это да. Это загадка. Зацепило даже меня. Я так и не понял к чему там была рыбка. Ну да, ладно.
Сам роман произвел очень приятное впечатление. Читается как Гришковец, только английский. Я только потом узнал, что есть даже книжка о том, как научиться говорить (и видимо писать) подобно Стивену Фраю. Современный классик, что не говори.
"Как творить историю" - это, в общем-то о том, как молодой человек находит способ изменить прошлое, не дав родиться Гитлеру. Однако, такой, казалось бы гуманный поступок создает настолько ужасное альтернативное настоящее, что воскрешение Гитлера становиться единственным по-настоящему гуманным выходом.
"Как творить историю" Фрай написал в 1997 году, в свои 40 лет. Через два года после того как перестал бороться со своей гомосексуальностью и начал открыто жить со своим другом. Что нашло очень оригинальное выражение в книге, к концу которой главный герой не только осознает себя геем, но и только поэтому спасает наш мир. Короче, если бы не геи, то плохо было бы всем.
Юмора в романе хоть отбавляй. Как по мне так это самый веселый роман про геев. Не трагичный, как обычно и не ернический, как принято, а именно веселый. Радостный.
Но! Меня в романе захватило не это. Меня восхитил в нем подход к путешествиям во времени. И сама по себе машина времени. Покопавшись в интернете, я к удивлению своему ничего на эту тему не обнаружил. Никто особо не писал об этом. Только одна статья, да и то всего лишь в списке библиографии и полушутя, размышляет на тему почему невозможно убить Гитлера, переместившись во времени. Статья на английском. Ради хохмы, почитайте.
Картинка со ссылкой на статью.
Этот развлекательный роман заставил переворушить гору книжек. Что-то в устройстве машины времени показалось мне знакомым. Причем из достаточно далекой области.
Итак.
Называется машина Устройством темпоральных образов (УТО). А вот как выглядит созерцание через нее прошлого:
"Экран, заполненный облачками. Не метеорологическими - цветными облачками, словно бы газовыми. ...они походили скорее на воздушные потоки, увиденные через объектив термальной камеры. Внутри этих потоков перемещались участки более чистых цветов, окруженные радужными ореолами, которые вихрились и переливались, пробегая в своем движении весь цветовой спектр. Они похожи на невесомые мыльные пузырьки. Дрожащие, вращающиеся, маслянисто радужные оболочки... Все эти очертания, смещения суть передвижения мужчин и женщин... Вы могли бы назвать их энергетическими подписями. Треками элементарных частиц."
По словам ее создателя машина действует как радио приемник, настраиваясь на определенную волну прошлого события. Она позволяет только созерцать смутный образ длящегося прошлого.
Странная какая-то машина. Не привычная. Каждый раз думая о путешествиях во времени у меня, например, возникает перед глазами Делориан из "Назад в будущее" (1985). И момент, когда главные герои попадают в альтернативный "их родному" 1985 год. Год который появился, потому что Мартин взял из будущего каталог результатов спортивных матчей с намерением заработать на этих данных в своем времени.
В этом альтернативном настоящем Док показывает Мартину модель времени, согластно которой появился этот альтернативный год. Модель представляет собой линию. Вот прошлое, вот будущее, а вот настоящее.
В общем стандартное, общеупотребимая модель. Время - это последовательность. История - это события данной последовательности. Но, то что описывает Фрай (не зря в Wiki его "назвали обладателем мозга размером с графство Кент"), больше похоже на модель времени из постмодернистской философии. Если конкретней, то философии Делеза.
У Жиля Делеза есть замечательное высказывание на тему истории: "В тот период меня неотвязно преследовало восприятие истории философии, как разновидности гомосексуальной связи, или, что то же самое, непорочного зачатия. Я воображал себя подходящим к автору сзади и дарующим ему ребенка, который должен быть действительно его, но в то же время и чудовищем" .
Фрай дает нам действующую модель путешествия во времени обоснованную не технически, не с физической точки зрения, а с литературной (в начале романа главный герой - студент-историк Кембриджа, склонный к литературоведческим интерпретациям летописей) и философской (в альтернативной истории без Гитлера, главный герой оказывается студентом-философом в Принстоне).
В грубом приближении теория путешествий во времени (или скорее, по истории) аля-Делеза-Фрая такова.
Время - это не последовательность (из цитаты Делеза ясно видно, что последовательное время - слишком яркий образ)). Это поле. Поле в котором сосуществуют все когда либо произошедшие настоящие.
Настоящее - это трава на поле, сорняк. Травинки связаны, но из одной не вытекает другая. Следовательно, если вырвать одну, в данном случае Гитлера, то это не приведет в "эффекту домино", как если бы время было последовательностью. То есть, это не отменит все плохое что связано с тираном. Прото изменится связь между травинками. И не факт, что в лучшую сторону. Настоящие просто переплетутся как-то иначе. Как и в романе Фрая, в том месте где Гитлер должен был получать железный крест, его получил другой солдат.
Путешествие во времени по истории возможно только как ее делание (Making History). Это акт перехода из настоящего, которое становится прямо сейчас и прямо сейчас переживается в чистое время со-существующих с ним прошлых-настоящих, когда "нечто в прошлом возрождается на новом уровне" (Jay Lampert, "Deleuze and Guattari’s Philosophy of History"). В прошлом, которое со-существует с настоящим из которого мы отправились. Этот акт приводит нас на альтернативный участок нашего травяного поля.
Для такого путешествия нужна малость, о которой в ответ на критику
книжки "Deleuze and Guattari’s Philosophy of History" ее автор Jay Lampert
написал, что всего лишь "требуется другой вид кино, с задержкой между речью и картинкой, с запозданием". А машина Стивена Фрая так и выглядит. Картинка есть, а вот речь происходит с запозданием на много-много лет. Новый вид кино! А из того что пишет автор еще и актер, видно, что он БОЛЬШОЙ любитель кино.
Все что делают герои что бы изменить историю - это настраивают машину на передачу (ну, раз принимать сигнал может, значит и передавать может) противозачаточной таблетки в прошлое. Добавляют прошлому не современный ему элемент. И, изменив таким образом историю, попадают в альтельнативное настоящее.
Кстати, философ Эрнст Блох в 1935 году говорил, что Гитлер победил, используя не современные социальные силы и его противники должны найти собственные не современные им силы, что бы одержать над ним верх. А что может быть наиболее несовременным моменту рождения фюрера как не противозачаточные средства?!
В общем читайте и наслаждайтесь.