Дедушка русского троллейбуса, или как наши «наставили рога» американскому автобусу GMC.

Oct 29, 2012 16:06


7 ноября 1943 года на улицах Кирова появились первые троллейбусы. В 1948-м эти фанерные машины ЯТБ-1, вывезенные с улиц блокадного Ленинграда, заменили на новые троллейбусы, которые прослужили на городских маршрутах аж до 1972 года. Многие из тех, кому за сорок, еще помнят, а другие представляют по фильмам городские «лайнеры» 50-60-х: желто-синие троллейбусы  марки МТБ-82. Расшифровывается эта аббревиатура просто: московский троллейбус производства 82-го авиационного завода. История создания этого троллейбуса весьма интересна, и также имеет отношение к нашему городу.

… В одном из сталинских домов на ул.Карла Маркса жил бывший авиационный инженер,  Еремей Лейферов, который, как никто другой, знал тайну рождения этого троллейбуса. А также ответ на вопрос, почему он так напоминает американский автобус тех лет фирмы Дженерал Моторс. Потому что Еремей Семенович и был главным конструктором МТБ-82.

Е.С.Лейферов, фото 2004 года..

= «Тайный сговор» авиастроителей.

- После победы, - вспоминал Еремей Семенович, - авиационная промышленность не была загружена, как во время войны. Заводы и конструкторские бюро не использовали весь потенциал.

Тем временем страна переходила на мирную жизнь. За время войны пришел в упадок парк городского общественного транспорта. Ходившие тогда по улицам Москвы, Ленинграда (и появившиеся в Кирове) троллейбусы ярославского завода были маленькими, деревянными. Они износились, кузова обветшали, сиденья были порваны, а окна заколочены фанерой. В годы военных лишений это мало кого волновало. Но наступили другие времена.

Ремонтом кузовов в Москве занималось единственное предприятие - знаменитый «Аремкуз». Но оно не могло решить всех проблем.

Тогда председатель Моссовета обязал министра авиационной промышленности Хруничева восстановить парк московских троллейбусов. Каждый авиазавод должен был отреставрировать несколько десятков деревянных ярославских машин.

- Притащили старые «ЯТБ» к нам в Тушино, на 82-й завод. Стали разбирать. Авиационные инженеры вникали в троллейбусные чертежи… И тут главный конструктор Наум Черняков предложил ведущим специалистам предприятия тайно создать современный металлический троллейбус. Не пристало, мол, стране-победительнице ездить на деревянных. А для конспирации всем говорить, что это задание сверху.

= Америка России подарила GMC…

Выполняя задание, начальники конструкторских бригад Лейферов и Гуревич были откомандированы в подмосковное местечко Лихоборы. На автобазу трофейной и ленд-лизовской техники. Инженеры осмотрели немецкие, английские, итальянские и другие машины, но остановились на американском автобусе Дженерал Моторс корпорейшн (GMS), довольно «продвинутом» для своего времени, вагонной компоновки. С американца «сняли» только кузов, с первоначальной целью - установить его на ярославское шасси.

Однако в процессе советской «модернизации» кузов получился чуть шире, повыше и даже немного вместительней. Потом от рамной конструкции в целях экономии вообще  отказались, и кузов сделали несущим. МТБ стал легче на три тонны.

= Сталинская премия

В самом разгаре работ над троллейбусом Чернякова переводят в бюро к Сухому. Лейферова назначили главным конструктором МТБ. В это время тайный «сговор» тушинцев был раскрыт, и на завод нагрянуло грозная московско-партийная комиссия. Однако увидев готовый продукт, начальство

быстро переориентировалось, и приказало запустить троллейбус в серию.

Кузов получился настолько удачным, что его захотели иметь и трамвайщики. Для них выпустили свою версию «русско-американского» трамвая, знакомого по овальным «форточкам».

В Управлении московского троллейбуса были настолько довольны новинкой, что выдвинули МТБ-82 на Сталинскую премию. На заводе к высокой награде хотели представить Еремея Лейферова. Однако по некоторым причинам механизм не сработал, премию не дали никому, а нашего героя перевели в Киров, начальником конструкторского отдела 32-го завода на Филейке. Здесь Еремей Семенович осваивал производство зенитных управляемых ракет, получил звание Почетного авиастроителя и три ордена от правительства.

До самого начала семидесятых, пока МТБ-82 были в эксплуатации, инженер ездил на них на работу. И никто в городе не догадывался, что этот седой человек по праву может считаться отцом-конструктором этой славной машины. А с годами - вообще «дедом» отечественного троллейбусостроения.

МТБ-82 на территории КТУ...

Почти четверть века московские троллейбусы бессменно трудились не только в городах СССР, но и в  странах социалистического содружества. Сегодня в Кирове сохранился единственный экземпляр МТБ,  восстановленный в «макетном варианте» местными троллейбусниками. (Чтобы сделать его самоходным, не хватает средств). Легендарная машина заслуживает достойного увековечения, однако содержится на территории троллейбусного парка. Говорят, в городе нет места для такого памятника…

На К.Маркса, 50-е годы.
Previous post Next post
Up