Этот год выдался весьма удачным на чтиво. Переборов свои ретроградские замашки, перешёл на планшет и стал читать в несколько раз больше. К тому же начал устранять дасадные пробелы. Особенно в современной литературе. О некоторых свои открытиях я уже писал, на некоторых остановлясь подробнее.
Похоть. Эльфрида Элинек
Произведение почти без сюжета и действия. Почти вся книга - половые акты главной героини с мужем и любовником, разбавленные описаниями австрийского городка. При том, что книга даже близко не порно, и произведение вполне себе нарративное. Эльфрида известна прежде всего тем, что Ханеке экранизировал её "Пианистку". Неудивительно что величайший австрийский режиссёр экранизировал величайшую писательницу, тем более что и тематика близка, хотя Элинек далеко не такая сухая как Михаэль, её ладный слог просто сбивает своей экспрессией.
Бледное пламя. Владимир Набоков
Долгое время не притрагивался к одному из самых важных наших писателей. Во многом отпугивала шумиха вокруг "Лолиты". Удивительно, как за такой шумихой совсем не разглядеть одно из величайший произведений мировой литературы. Книгу сходу стала одной из моих любимых. Пленила, конечно, прежде всего, форма. Эталон гипертекстового произведения и смесь поэзии и прозы, но за выверенной формой скрывается сильнейший слог и вкус. России часто везёт на великих писателей, но не везёт их терять. Так и "Бледное пламя", увы, произведение уже англоязычного периода Набокова.
Сирены Титана. Курт Воннегут
Помимо открытий в этом году обратился и к хорошо известному и проверенному мастеру. И снова игра со временем и формой, плюс и неожиданная версия человеческого прогресса. Ненавязчивая и совсем не показная философия американского писателя подкупает, а его миры располагают к тому, чтобы вернуться к ним опять.
Улицы тёмных лавок. Патрик Модиано
Лауреат Нобеля ушедшего года. В нём нет вывертов формы и языка, как в вышеперечисленных произведениях. Да это и не нужно. По-хорошему ретроградская книга, которая окунает в послевоенный Париж с головой. Детективная составляющая далеко не самая важная, являющаяся лишь поводом к путешествию героя и его встречей с целой галерей разномастных образов.
У меня нет рта, чтобы кричать. Харлан Эллисон
Рассказ американского фантаста может по первому впечатлению может оттолкнуть сценами издевательств ИИ над последними из выжившими людьми, но потом открывается второй пласт, по которому произведение становится одним из самых важных в экзистенциальной литературе.
Плюсом ещё несколько интересных вещей, с которыми удалось ознакомится.
Стрела времени. Мартин Эмис
Мечтают ли андроиды об электроовцах. Филип К. Дик
В ожидании варваров. Джон М. Кутзее
Камера обскура. Владимир Набоков
Апу Оллонтай. Инкская драма
Расширение пространства борьбы. Мишель Уэльбек
Сиддхартха. Герман Гессе
Под сетью. Айрис Мёрдок
Гимн. Айн Ренд
Про
Двойника и
Предчувствие конца я уже писал ранее.