1862. Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Sep 05, 2024 05:02



«В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги. Выбор Новгорода как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с вече и республиканскими ценностями. Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам».
Вероятно, снимки были сделаны Зауервейдом непосредственно перед открытием памятника в сентябре 1862 года или сразу после него.



Памятник «Тысячелетие России». Общий вид
Открыт памятник 8 сентября 1862 года в присутствии императора Александра II и его семьи. Эту дату выбрали не случайно: в этом году совпадали три события - православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы, годовщина Куликовской битвы и день рождения наследника престола цесаревича Николая Александровича Романова (8 сентября 1848 - 12 апреля 1865)



Общий вид памятника «Тысячелетие России» со стороны площади. На заднем плане видна церковь Входа Господнего в Иерусалим
Церковь 1759 года постройки являлась придельным храмом Софийского собора, выполняла функции теплой зимней церкви. В 1930 году была ликвидирована. В здании проведен ремонт: разобраны барабан и купол, единственный признак, свидетельствующий о том, что здесь когда-то был храм, - сохранившаяся апсида. В 1932 году в помещениях открылся Художественный музей.



Скульптурная группа «Основание Русского государства» - Рюрик
На щите князя Рюрика славянская дата «Лета 6370», соответствующая призванию варяг на Русь в 862 году. Эта группа выполнена скульптором П. С. Михайловым. За фигурой князя справа находится изображение языческого бога Велеса, хорошо видное слева от фигуры Дмитрия Донского. Скульптурный портрет расположен напротив здания Присутственных мест и обращен в сторону Киева.



Скульптурная группа «Введение христианства».
Фигуры среднего яруса. Группа 2: Введение христианства. Князь Владимир Святославович
Фигуры относятся к периоду крещения Руси в 988-989 годах. Князь Владимир Святославович изображен с крестом, к нему обращаются женщина с ребенком (слева) и мужчина-славянин, низвергающий идола (справа). Автор скульптурной композиции Р. К. Зельман. Эта композиция также ориентирована в сторону Киева.



Скульптурная группа «Начало освобождения от татарского ига»
Фигуры среднего яруса памятника олицетворяют шесть значимых эпох Российского государства. Святой великий князь Дмитрий Донской - символ освобождения от татаро-монгольского ига, победивший в Куликовской битве 1380 года (фигура князя обращена на восток, в сторону Москвы). Князь держит в правой руке шестопер, а в левой - бунчук и попирает ногой побежденного татарского мурзу. Эта группа выполнена скульптором Р. К. Залеманом.



Скульптурная группа «Основание единодержавия»
Иван III Васильевич - объединитель русских земель вокруг Москвы, основатель самодержавного Русского царства в 1491 году. Иван III облачен в царские ризы и шапку Мономаха, в руках символы царской власти, коленопреклоненный воин Золотой Орды протягивает ему в знак покорности бунчук. Рядом - побежденный литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом. На заднем плане обращенная спиной фигура человека-«сибиряка», поддерживающего державу, символизирующая начавшееся присоединение Сибири к Русскому царству. Эта группа выполнена скульпторами М.О. Микешиным и И. Н. Шредером и обращена на восток.



Скульптурная группа «Начало династии Романовых»
Группа символизирует завершение Смутного времени и начало правления династии Романовых в 1613 году. Выполнена скульптором Р. К. Залеманом.
Князь Пожарский облачен в одежды древнерусского воина, в его правой руке - обнаженная сабля, которой он защищает от неприятелей юного царя Михаила Федоровича, перед которым стоит преклонив колено мещанин Кузьма Минин, протягивая царские регалии - шапку Мономаха и скипетр.



Фигуры среднего яруса. Группа 6: Основание Российской империи. Император Петр I
Петр I увенчан лавровым венком и одет в мундир офицера Преображенского полка. Мантия-порфира и скипетр символизируют власть над империей. За спиной Петра I крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный швед, защищающий своё разорванное знамя. Авторы скульптурной группы И. Н. Шредер и М. О. Микешин. Группа расположена напротив Софийского собора.
Третий нижний ярус памятника покрыт горельефными изображениями выдающихся российских деятелей. Скульптуры государственных деятелей ваял Н. А. Лаверецкий, просветителей - М. А. Чижов. Фигуры расположены с юго-западной стороны памятника под фигурой Великого Князя Владимира.



Фриз, горельеф с группой духовных деятелей XI-XVI вв.
Третий нижний ярус: Просветители России. Группа духовных лиц XI-XVI веков
Сидит с книгой игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий; Нестор Печерский, за спиной которого иеромонах Кукша Печерский; основатель Кирилло-Белозерского монастыря Кирилл; епископ Стефан Пермский, Алексий - митрополит Киевский и Всея Руси; основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, за спиной которого митрополит Киевский и Галицкий Петр Могила; основатель Соловецкого монастыря Савватий; митрополит Иона Московский; митрополит Московский и Всея Руси Макарий; перед ними: Максим Грек (сидит).



Фриз, горельефы: «Просветители»
Третий нижний ярус: Просветители России
Архиепископ Тверской Варсонофий; архиепископ Казанский Гурий; князь Константин Константинович Остожский (у печатного станка); патриарх Никон; боярин Фёдор Ртищев; святитель Дмитрий Ростовский; за его спиной - епископ Тихон Задонский; Митрофан Воронежский; архиепископ Георгий Конисский; архиепископ Новгородский Феофан Прокопович.



Фриз, горельеф с группой духовных деятелей XV-XVI вв.
Третий нижний ярус: Просветители России и государственные деятели. Группа духовных лиц XV-XVII веков
Те же лица, начиная от патриарха Никона до Феофана Прокоповича (см. предыдущую фотографию). Далее в профиль сидя - митрополит Московский Платон; архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий; великие князья Киевские Ярослав Мудрый (стоит с книгой в руках), Владимир Мономах (сидит); великий князь Литовский Гедимин.
Фигуры государственных и военных деятелей расположены на восточной и северо-восточной сторонах памятника. Среди фигур царей нет Ивана IV Грозного, т. к. он был причиной разорения и упадка Новгорода Великого. Скульптурные группы военных людей России ваял А. М. Любимов.



Фрагмент фриза
Великие князья литовские Гедимин, Ольгерд и Витовт (в рыцарском шлеме); великий князь Московский Иван III (на троне); священник Сильвестр; царица Анастасия Романовна и Алексей Адашев; патриарх Гермоген, указывающий на юного царя Алексея Михайловича, к которому склонился патриарх Филарет.



Фриз «Военные люди и герои»
Третий нижний ярус: Военные люди и герои
Киевский князь Святослав Игоревич; князь Галицкий Мстислав Удалой; князь Даниил Галицкий; князь Псковский Довмонт; великий князь Владимирский Александр Невский; князь Михаил Тверской (преклонив одно колено, анфас); великий князь Дмитрий Донской; литовский князь Кейстут; московские воеводы XV-XVI веков - Даниил Холмский (сидит, опираясь на саблю), полководец Михаил Воротынский, князь и воевода Даниил Щеня.



Фриз, горельефы
Марфа Борецкая, у ног которой разбитый вечевой колокол Новгорода Великого; Ярмак Тимофеевич (сидит); за ним - князь Михаил Скопин-Шуйский; князь Дмитрий Пожарский, за которым келарь Троице-Сергиевой Лавры Авраамий Палицин; коленопреклоненный перед символами царской власти Кузьма Минин и крестьянин Иван Сусанин (сидит, прижимая руку к груди); за его спиной - украинский гетман Богдан Хмельницкий, за которым в профиль стоящий генерал-фельдмаршал Борис Шереметьев.



Фриз, горельефы
Третий нижний ярус: Военные деятели XVIII-XIX веков
Иван Сусанин и генералы-фельдмаршалы Борис Шереметев, Михаил Голицын, Петр Салтыков, Бурхард Миних и генерал-аншеф Алексей Орлов-Чесменский (сидят) фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, генералиссимус Александр Суворов, генералы-фельдмаршалы Михаил Барклай-де-Толли и Михаил Кутузов, адмирал Дмитрий Сенявин.



Фриз, горельефы
Третий нижний ярус: Государственные и военные деятели XVIII-XIX веков
Петр I; военачальник Яков Долгоруков; Иван Бецкой; Екатерина II, перед которой, преклонив колено, стоит Григорий Потемкин; дипломат Виктор Кочубей; Александр I; за его спиной Михаил Сперанский и генерал-фельдмаршал Михаил Воронцов; Николай I.



Фриз, горельефы
Третий нижний ярус: Военные люди, писатели и художники
Иван Паскевич (сидит); за его спиной адмирал Михаил Лазарев; вице-адмирал Владимир Корнилов; адмирал Павел Корнилов; ученый, поэт и художник Михаил Ломоносов (сидит, анфас); писатель Денис Фонвизин (сидит, в профиль); поэт, государственный деятель Гавриил Державин; за их спинами архитектор Александр Кокоринов; основатель русского театра Федор Волков; писатель и историк Николай Карамзин (видна только его спина).



Фриз, горельефы: «Писатели и художники»
Третий нижний ярус: Писатели, художники и музыканты
Гавриил Державин; Федор Волков; Николай Карамзин - за спиной Ивана Крылова, рядом с которым Александр Грибоедов (сидят); за спиной Грибоедова - Василий Жуковский и Николай Гнедич; Михаил Лермонтов (опирается подбородком на руку); Александр Пушкин; Николай Гоголь; Михаил Глинка; Карл Брюллов.

Новгород, Россия, история, Новгородская губерния, фото

Previous post Next post
Up