1910. Сержпутовский А.К. Поездка в село Чучевичи, Минская губерния, Мозырский уезд

May 10, 2024 05:02



Ныне поселок Большие Чучевичи Лунинецкого р-на Брестской обл. Республики Беларусь.



01. Волостной старшина, писарь и судьи
Во главе волости стоял волостной старшина, избираемый на три года сельским сходом, вместе со своим помощником писарем он возглавлял волостное правление, состоявшее из сельских старост и других выборных должностных лиц. Судебной инстанцией в волости был ежегодно избираемый сходом волостной суд, он разбирал мелкие гражданские и уголовные дела, имел право приговорить крестьянина к штрафу, кратковременному заключению, телесному наказанию.



02. Мать с детьми



03. Дети во время катания на лошади, запряженной в телегу



04. Телега



05. Три замужние женщины



06. Ученики народного училища с вербами в руках
Начальные народные училища были созданы в России в 1864 году и давали только начальное образование. К ним относились земские школы, различные ведомственные и частные школы, а также церковно-приходские и воскресные. Предметами учебного курса были: Закон Божий и священная история, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное пение там, где преподавание его было возможно.



07. Старик за изготовлением колеса



08. Способ передвижения на волах



09. Молодая женщина в праздничном наряде



10. Отец с малолетними сыновьями



11. Типы крестьян, сидящих у забора



12. Курная изба и сени
«Сенячки, сени, сенцы - никогда не являются самостоятельной постройкой, а постоянно служат дополнением к хате. <…> Сени имеют вид прямоугольного сруба, который состоит из трех стен. Четвертой стеной сени примыкают к хате. <…> В сенях, как и в избе, устраивают "вышки" - палати и отгораживают чуланы, из которых и развилась "камора" - кладовая для хранения домашнего скарба. <…> В сенях и каморе хранятся различные домашние вещи и настилаются полы, располагаются кровати для спанья. Летом в сени выносят стол, ставят скамьи, таким образом превращают это помещение в жилище. Сени - это, так сказать, дача полешука, на которой он проводит летние месяцы»



13. Курная изба и рядом изба нового типа
В курной или чёрной избе печь делалась без трубы, во время топки дым валил из устья печи прямо в избу, а затем выходил в деревянную трубу в потолке или в открытую дверь.



14. Вид улицы и усадьбы с деревом
«Вид улицы и усадьбы с деревом, на котором гнездо аиста; аист предохраняет усадьбу от пожара».
«Присутствие на крышах или деревьях аистовых гнезд приносит хозяйству благополучие. Аисты хорошо понимают, где живут добрые люди, а где дурные, и устраивают себе гнезда только на крышах первых. Чтобы привлечь аиста, надо втащить на крышу или на дерево старую борону или негодное к употреблению колесо и положить сверху мелкую монету, завернув ее в тот платочек, в котором на “грамнiцы” - Сретенье (2 февраля) - приносят для освящения домашние свечи. Аисты устраивают себе гнездо и долго не будут его оставлять»



15. Церковь, хата с сенями и кладовая для съестных припасов под навесом
«“Варыувня” или “вырывенька” - кладовая для съестных припасов строится тоже по образцу хаты, только меньших размеров (длина - 6-7 аршин, ширина 4-5 аршин). А вышина стен в рост человека. … Стены тщательно законопачены. Потолок засыпан кострицей или мхом. Пол дощатый, в котором несколько половиц свободно поднимаются и образуют вход в погреб. Погреб - неотъемлемая часть варывни. В ней хранятся зимою свежие овощи, а летом - молоко, масло и другие, портящиеся от жары съестные продукты. Здесь же стоят кадки с капустой, свеклой, огурцами и квасом. В зимнее время для поддержания в помещении необходимой температуры, сюда несколько раз в сутки приносят горшок с жаром … »



16. Церковь деревянная
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1851 г., колокольня в 1908 г. Церковь сохранилась, внесена в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.



17. Колодец с журавлем



18. Ульи пчелиные под крышей
«В усадьбе ульи ставят на “прыгумеч” под особыми навесами или под крышами гумна, ардыны и т. п. Бывают хозяйства, у которых насчитывается до 100 колод (ульев). <…> Изготовлением ульев и вообще уходом за пчелами занимаются между делом, в свободное от работы по хозяйству время и урывками»



19. Амбар
«Свиронак - амбар на 4 столбах; справа степка или стопка - кладовая для съестных припасов».
«Одной из характерных построек в Белоруссии является “свиран, свиронак, имбар” - амбар, служащий для хранения зерна. Он устраивается на четырех столбах, на вершинах которых прилажены предохранительные деревянные круги, чтобы крысы и мыши не могли проникать внутрь здания. С другой стороны, свиронак, приподнятый над поверхностью земли, предохраняет от наводнений во время весеннего половодья или сильных проливных дождей … Воздух свободно проходит под свиронком и таким образом предохраняет находящееся здесь зерно от порчи»



20. Гумно и огрод
«Кроме двора, при каждой усадьбе белоруса имеется "пригмень, прыгумеча", или гумно. Центральным зданием является гумно - хлебный сарай или ток, т.е. сделанная из глины площадка для обмолачивания хлебов. Полесское гумно очень небольших размеров (9-10 х 10-12 арш.), по сравнению с гумнами белорусов-полешуков, живущих в более сухих полевых местах (северная часть Минской губернии). Дело в том, что последние занимаются преимущественно земледелием, собирают значительное количество хлеба и хранят его до молотьбы исключительно в гумнах. Полесские же гумна служат только для обмолачивания зерновых хлебов, которые хранятся иногда в течение нескольких лет не в гумне, а в "стогах" - скирдах на полях и на "пригумечах". Рядом с гумном на пригумече сооружают "азероды", или "переплеты". Это приспособления для просушки снопов хлеба»



21. Способ беления холста
«Рядом с гумном на пригумече сооружают “азероды” или “переплеты”. Это приспособления для просушки снопов хлеба. <…> На пригумече стоят скирды хлеба, сена и соломы на специально устроенных “адзенках” или “стежарах” - палатках или платформах. <…> Пригумече - единственное место в усадьбе полешука, где нет грязи, навоза, зловонных нечистот…»



22. Палати на дереве
«… дикие пчелы и теперь водятся по лесам в дуплах деревьев. Это так называемые борти. Но так как из бортей довольно трудно вынимать соты, чтобы не повредить пчелиного гнезда, то люди научились давно выделывать в дуплах деревьев помещения для пчелиных роев. Отсюда прямой переход к выделыванию таких независимых ульев-колод. Но так как пчелы инстинктивно избирают дупла в деревьях на известной высоте … полешуки помещают свои улья на сучьях или на особо устроенных палатках…»



23. Деревянный крест в деревне среди улицы
«Огромные кресты ставят во время стихийных общественных действий: при эпидемиологических болезнях людей, при падеже скота и т.д. Для этой цели все взрослые мужчины отправляются в лес, срубают там высокое дерево, делают из него огромный крест и приносят его на плечах в селение или в другое место и там врывают в землю. Почти все кресты бывают четырехконечные, причем плечи и верхний конец одинаковой длины. Иногда над крестом устраивают двускатную крышу. Кругом креста ставят забор, чтобы животные не приближались и не оскверняли святыни. <…> Иногда под крышею на кресте помещают икону. Почти все кресты обвязывают разноцветными “хвартушками” (передничек), чтобы прикрыть наготу распятого на кресте. Кресты украшают лентами, медными крестиками, ожерельями, венками из живых цветов и т.п.»



24. Кресты и надгробия на кладбище



25. Мостики в одно бревно через топкие болота
«Через некоторые топкие болота, где является крайняя необходимость, устраивают "бервы" - пешеходные мостики, состоящие в том, что в болота кладут рядом по два бревна. Иногда "бервы" тянутся на 10-15 верст. <…> Надо особое умение ходить по бервам, состоящим из одного бревна. Полешуки искусно ходят по одному круглому бревну и лишь при встречах опираются на "рассохи" - длинные посохи с вилообразным нижним концом. "Рассохой" можно опереться даже на топкой зяби, тогда как обыкновенный посох свободно погружается в тину»
[Для пожертвований]Для пожертвований
Если у кого-нибудь из вас появится желание облегчить финансовое бремя автору этих строк, то вы можете воспользоваться этими реквизитами. За помощь благодарю, за отказ не осуждаю.
Пейпал:
paypal.me/humus1965
-------
Банковский перевод по Израилю:
leumi 10
branch 879
587014/26
----------
международный перевод:
IBAN
IL850108790000058701426
Ниже есть кнопочка для российских пользователей


этнография, Россия, история, Минская губерния, фото

Previous post Next post
Up