1 марта 1917 года учащиеся Морского Училища были распущены по домам до получения извещения c дальнейшими указаниями, кадеты 4-й роты самостоятельно отправились в действующие флоты для прохождения практики. После короткого отпуска к началу октября вернувшиеся кадеты собрались в стенах училища, где им было объявлено решение Временного правительства об упразднении Морского училища и переводе выпуска в Отдельные Гардемаринские Классы (ОГК). ОГК были открыты 5 августа 1913 г. в Санкт-Петербурге, в них после вступительных экзаменов и медицинской комиссии зачислялись лица, закончившие курс в гражданском ВУЗе. Обучение проводилось по программе Морского Корпуса и было рассчитано на 3 года, далее следовала корабельная практика и сдача экзаменов, после чего гардемаринам присваивали чин мичмана. Кадетов 4-ой роты Морского училища, всего около 100 человек, произвели в гардемарины и перевели в 3-ю роту (младшую), где они объединились с вновь поступившими в ОГК осенью 1917 года молодыми людьми (120 человек). 3-я рота были разделена на 16 полусмен с выбранными старшинами. Полусмены состояли из 7 ‘старых’ и 7 новых гардемарин. Старшинами стали гардемарины Морского Училища. Несмотря на сложную обстановку, морскую практику гардемарин было решено не отменять и провести на кораблях Сибирской флотилии. 3 октября 1917г. 3-я рота (205 человек) убыла во Владивосток для девятимесячного плавания. Командиром отряда гардемарин и заведующий обучением был назначен капитан 1-го ранга М.А.Китицын. 21 октября 1917 г. рота прибыла во Владивосток, на месте в нее были дополнительно зачислены два юнкера флота, гардемарин Морского Инженерного Училища, проходивший практику в Сибирской военной флотилии и кадет 2-го Петроградского Корпуса, оказавшийся в поезде при отбытии из Петрограда. 11 гардемарин прибыло из Петрограда самостоятельно и так же были назначены в плавание
27. Гардемарин на крыше вагона поезда Петроград- Владивосток
28. Вспомогательный крейсер I ранга «Орёл» С 1915г. учащиеся военно-морских учебных заведений проходили морскую практику на вспомогательном крейсере I ранга ‘Орёл’ Сибирской военной флотилии, бывшем пароходе Добровольного Флота, мобилизованном 20 августа 1914г., согласно закону Российской империи ‘О военно-судовой повинности’. 12 ноября крейсер ‘Орел’ (командир - старший лейтенант М.М.Афанасьев) с гардемаринами ОГК на борту в сопровождении эсминцев ‘Бойкий’ и ‘Грозный’ вышел в море, держа курс на Японию. Известие об октябрьском перевороте еще не дошло до Владивостока и отношения между гардемаринами и командой оставались хорошими. На борту ‘Орла’ находилось 260 человек: офицеры, гардемарины, матросы и вольнонаемные служащие.
29. Гардемарины на палубе «Орла» Гардемарины были расписаны по заведованиям, постам и вахтам, началась учёба
30. Артиллерийские учения
31. Во время прохождения практики Молодым гардемаринам предстояло столкнуться с реалиями службы на военном корабле: строгая дисциплина, сон в подвесных койках, ранние подъемы, чай, гимнастика, подъем флага, занятия, вахты и караулы, сопровождаемые окриками офицеров и насмешками товарищей. Во время прохождения практики предполагалось менять гардемаринов на постах, что бы каждый прошел через все специальности.
32. При прохождении отряда Цусимским проливом была отслужена панихида по погибшим в бою морякам 2-й Тихоокеанской эскадры. 16-го ноября отряд вошел в бухту Нагасаки и стал на рейде рядом с американским крейсером «Бруклин» (USS Brooklyn), итальянской канонерской лодкой «Себастиано Кабото»(Sebastiano Caboto) и японским линкором «Исэ»
3. Линейный корабль японского императорского флота «Исэ». Фото сделано с борта «Орла»
34. Линейный корабль японского императорского флота «Исэ»
36. Караул у гюйса Во время стоянки отряда в Нагасаки было получено известие о произошедшем в России октябрьском перевороте и свержении Временного правительства
37. Гардемарины в караульной форме одежды у кормового 120 мм орудия системы Канэ После получения известия о революции на крейсере ‘Орел’ было собрано общее собрание команды. Революционные события были одобрительно встречены командой, но не нашли понимания у офицеров и гардемаринов.
38. Команда корабля Команда выдвинула требование об отправке делегации во Владивосток для прояснения текущей ситуации с установившейся там властью и получения дальнейших инструкций о плавании, это требование было удовлетворено.
39. Гардемарин с фотокамерой в рабочей одежде на борту «Орла». На заднем плане итальянская канонерская лодка «Себастиано Кабото»
40. Гардемарины возле кормового Андреевского флага, в центре группы - С.С. Аксаков, справа - К.К. Горбатовский
41. Без подписи
42. Петр Кириллович Одишария, предполагаемый составитель альбома
43. Без подписи
44. Гардемарин С.С. Аксаков
46. Гардемарины, Нагасаки. Справа - С.С. Аксаков Временное правительство упразднило погоны и некоторые элементы формы одежды на флоте. Для гардемарин 3-й роты ОГК временно был введен V-образный шеврон из золотистого галуна с якорем над ним, для ношения на левом рукаве голландки, бушлата, шинели.
47. Нагасаки
48.За время стоянки в Нагасаки между гардемаринами и командой происходит ряд недоразумений - члены команды требуют ареста и предания суду гардемаринов, исполнявших в ресторане ‘Боже, Царя храни’
49. Кормовой Андреевский флаг вспомогательного крейсера 1-го ранга «Орёл» Делегация, прибывшая во Владивосток, доложила Центральному комитету Сибирской флотилии об обстановке в отряде. 16 декабря Коллегия Сибирской флотилии сообщила в Морской главный штаб, что обучение и посылка гардемаринов за границу не соответствует духу времени, ЦК и общее собрание флотилии вынесли постановление о возвращении отряда из плавания. М.А. Китицын оказался в сложном положении - он нес ответственность за отряд кораблей, их экипажи и гардемаринов, наибольшую опасность представляло возможное выступление команды и расправа над офицерами и гардемаринами. 7 декабря отряд вышел в море и направился в английскую колонию Гонконг.
50. Иероним Яковлевич Хардалло - гардемарин Отдельных гардемаринских классов. Участник Белого движения, погиб под Омском
51. Иероним Яковлевич Хардалло
Комментарии к фотографиям от lot1959 [Для пожертвований]Для пожертвований Ну вот и настало время, когда приходится обращаться с подобной просьбой. Блог не коммерческий, а расходов по его содержанию становится всё больше. Если у кого-нибудь из вас появится желание облегчить финансовое бремя автору этих строк, то вы можете воспользоваться этими реквизитами. За помощь благодарю, за отказ не осуждаю. Пейпал: paypal.me/humus1965 ------- Банковский перевод по Израилю: leumi 10 branch 879 587014/26 ---------- международный перевод: IBAN IL850108790000058701426 Ниже есть кнопочка для российских пользователей