1914. Экспедиция А.М. и Л.А. Мерварт на о-в Цейлон и в Индию. Часть 1. Кочинские евреи

Feb 27, 2023 05:01



Александр Михайлович (Густав Герман Христиан) Мерварт (1884, Мангейм, Германия - 23 мая 1932) - российский этнограф и лингвист немецкого происхождения, востоковед, первый русский дравидолог.
Родился в Германии, в городе Мангейм в 1884 году.
В 1907 году с отличием окончил Гейдельбергский университет и получил степень доктора философии на историко-филологическом факультете.
С октября 1911 года преподавал немецкий язык в мужской гимназии Ягдфельдов в Петербурге. Там он познакомился с будущей супругой - Людмилой Александровной Левиной, принял православие, российское подданство и взял себе русское имя.
Весной 1914 года супруги Мерварт отправились в экспедицию на Цейлон и в Индию с целью сбора коллекции экспонатов для отдела Южной Азии петербургского Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого. Во время экспедиция Мерварт изучал пали и тамильский язык, в Керале собирал материал про народный театр катхакали.
В 1918 году Мерварты вернулись в Россию, но на шесть лет задержались на Дальнем Востоке, не имея возможности добраться до Петрограда из-за гражданской войны. После возвращения в Петроград А. М. Мерварт активно занимался преподаванием и научной деятельностью.
В 1930 году был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Германии (см. Академическое дело), вскоре приговорён к пяти годам исправительных лагерей. Умер в заключении 23 мая 1932 года.
Людмила Александровна Мерварт (в девичестве Левина; 28 августа 1888, Санкт-Петербург - 9 сентября 1965, Москва) - русский и советский этнограф и лингвист, основоположница преподавания и изучения индонезийского языка в России.
Родилась в семье известного врача Александра Михайловича Левина, выезжавшего в 1897 году на ликвидацию бубонной чумы в Индию. Двоюродная сестра художницы Нины Коган.
В 1910 году окончила Высшие женские (бестужевские) курсы, в 1911 году - Восточный факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.
В 1914-1918 вместе с мужем А. М. Мервартом участвовала в организованной Императорской академией наук экспедиции в Индию и на Цейлон.
В 1924 году, вернувшись в Петроград через Британскую Малайю, стала, как и муж, сотрудником Музея антропологии и этнографии, интенсивно занималась изучением малайской и индонезийской культур.
В 1927 году стажировалась по малайскому языку во Франции и Нидерландах.
Арестована в октябре 1930 года и сослана по «академическому делу». Освобождена в 1935 году.
В мае 1936 года ей присуждена степень кандидата обществоведения и кандидата филологических наук (без защиты).
В 1945 году организовала преподавание малайского (индонезийского) языка в Военном институте иностранных языков, а позднее - в Московском институте востоковедения и Московском государственном институте международных отношений (1949-1958).
Работала также в Государственном издательстве иностранных и национальных словарей (1944).
Подготовила большое число специалистов-востоковедов, издала ряд пособий по индонезийскому языку, литературе и письменности. В последние годы жизни занималась преимущественно переводческой деятельностью.
Почётный член Международного института антропологии (Франция), член-корреспондент Королевского института языковедения, страноведения и этнографии (Нидерланды).



01. Женщины и девочки из касты «черных» евреев
«Чёрными» евреями назывались смуглокожие потомки первых волн переселенцев.



02. Женщины из касты «черных» евреев





04. Четыре женщины из касты «черных» евреев



05. Группа мальчиков - «черных» евреев



06. Внутренний вид синагоги в Кочине, штат Керала.







09. Группа «белых» евреев
«Белые» евреи Керала («пардеши», «чужеземцы») - потомки еврейских переселенцев из Европы, прибывавших в Южную Индию начиная с 16 в.



10. Мужчины из касты «белых» евреев в молитвенном костюме



11. Храм и синагога «Пардеши» в Маттанчерри в Кочине
«Пардеши» - самая нарядная в Индии синагога, построенная в 1568 году для «белых» евреев (реставрирована в 1664 году, расширена в 1761 году, когда на её фасадах были установлены голландские часы, а внутри пол был выстлан привезенными из Кантона орнаментальными фарфоровыми плитками, и появились серебряные светильники со стеклянными фонарями). В ней синагогальный ковчег помещён у обращенной к Иерусалиму западной стены, имеются две медные колонны у входа, а бима высится не только посредине, но и на галерее для женщин.



12. Внутренний вид синагоги «Пардеши» в Кочине,штат Керала
В 1953−1955 годах в Израиль репатриировалось около 2 тысяч кочинских евреев, большинство из которых поселилось в поселениях Неватим (восточнее Беер-Шевы), Месиллат-Цион (близ Иерусалима), Иесуд ха-Ма‘ала, Ювал (в Верхней Галилее) и Та‘оз (Шфела). Общая численность кочинских евреев в Израиле к середине 1980-х годах достигла 5 тысяч человек.
В 1968 году в Кочине оставалось менее 100 евреев, которые торжественно отметили 400-летие синагоги «Пардеши» и предполагаемое 1900-летие общины кочинских евреев. На торжествах присутствовала премьер-министр Индии Индира Ганди, и была выпущена юбилейная почтовая марка с изображением синагоги.

этнография, Индия, Россия, экспедиция, история, фото

Previous post Next post
Up