режиссер Lambert Hillyer
в ролях Boris Karloff, Bela Lugosi, Frances Drake, Frank Lawton, Violet Kemble Cooper
Борис Карлов - венгерский ученый сделавший поразительное открытие: если к телескопу подсоединить две длинные проволочки и закрепить их с другой стороны к приспособлению из фильмов про Франкенштейна, то можно поймать луч света, прилетевший к нам из туманности Андромеда. Более того, можно по этому лучу отправиться к точке его исхода и посмотреть, как там все у них устроено. А затем вернуться обратно и увидеть, как миллион лет назад с Землей в районе Африки поцеловался огромный метеорит, наполненный как футбольный болельщик пивом таинственным "Радием Х". Все это он продемонстрировал прибывшим ученым мужам, а так же своей жене Диане. Присутствующих охватил благоговейный трепет, а один из них французский ученый медик Лугоши даже пожал изобретателю руку. Затем все поехали в Африку.
Старенькая мама долго не хотела отпускать Карлова в Африку гулять, она говорила ему «ты погибнешь, погибнешь», но он не послушался мамы, и таки отправился на поиски своего метеорита. Метеорит он нашел, а вот здоровье и друзей потерял, поскольку небесный гость испускал лучи такой мощи, что не только пораспугал вьючных негров, но и открыватель получил нехилую дозу облучения. Теперь он может читать в темноте без лампы и не страдать от приставания мух с комарами. Поэтому ученый не стал расстраиваться и по-быстрому построил из метеорита гиперболоид, которым до кровавой изжоги испугал аборигенов. Гиперболоид входил в скальные породы как нож в масло и Карлов вдруг осознал, что стал самым влиятельным человеком в мире даже с учетом его радиоактивного свечения.
Тем временем, остальные, прослышав про проблемы со здоровьем у Карлова, собрали вещички и уехали в Европу. Открытие венгра стало известно всему миру, и он даже получил Нобелевку. «Радием Х» Лугоши стал исцелять смертельно больных, но Карлову все это не понравилось. Он рассуждал примерно так: «я, дескать, работаю светлячком круглые сутки, а эти мои так называемые друзья примазались к славе, и пожинают плоды моего труда. Да еще и жену увели. Поеду до городу Парижу мстить».
Сказано - сделано. Добравшись до Парижа он осмотрел собор Шести Святых и в каменных изваяниях увидел хихикающие образы своих врагов. Решение завалить мерзавцев созрело окончательно. В Париже все как братья и спустя пару минут он нашел своего брата-близнеца, какого-то клошара. Заманив к себе в номер вкусными харчами, он его убивает, уродует и подкидывает свои документы. Теперь его официально не существует и можно спокойно проводить в жизнь свою месть.
Первым пал пожилой британец сэр Френсис, бывший спонсор африканской экспедиции. Полиция посчитала, что пожилой островитянин помер от инфаркта, но хитромудрый Лугоши выключил в комнате свет и увидел светящиеся отпечатки ладоней. «Ага», - подумал он, - «Элвис жив!». Но тут и за ним пришли, а спустя день парижане увидели, что две статую собора расплавлены самым странным образом…
Один из совместных проектов Карлова и Лугоши, где как обычно последний играет роль второго плана. Карлов получает в неделю пять штук, а Лугоши пятьсот баксов, поэтому кислое выражение лица не сползает с него на протяжении всего фильма. Карлофф - венгр, а Лугоши француз, уже смешно. Сам сюжет по дикому полету фантазии напоминает мне небезызвестный роман «На острие луча» (знающий поймет). Я все ожидал, что они на этом луче полетят колонизировать Туманность Андромеды, но персонажей, как и героев романов Стругацких больше манит Земля.
Спецэффекты весьма топорны для нынешнего глаза, как их воспринимали тогда Бог весть. Собор Шести Святых фильма на самом деле фрагмент Нотердам де Пари по версии декораций одноименного фильма 1923 года с Лоном Чейни-старшим (у хорошего хозяина ничего не выбрасывается). Не самая лучшая совместная работа двух великих конкурентов, но зато редкий для тридцатых годов сай-фай. Только для любителей жанра.