Как правильно шутить

Jul 06, 2020 01:00



источник

1 апреля 1959-го года в 20:00 диктор радио "Коль Исраэль" призвал слушателей оставаться у приемников, так как вскоре будет передано важное сообщение. Перед началом новостей в 21:00 дикторы сообщили на девяти языках о мобилизации резервистов, приписанных к частям со следующими кодовыми названиями: "Ансамбль артистов", "Важное выражение", "Водяные утки".

Началась паника. Иностранные туристы бросились в аэропорт, журналисты передавали срочные сообщения в агентства новостей: "Всеобщая мобилизация резерва в Израиле". В Египте и Сирии началась срочная мобилизация, в Иордании была объявлена боеготовность. Заседание Кнессета прервалось, глава партии Херут Менахем Бегин выступил с речью: "Если армию призвали к бою, мы все без исключения поддержим ее, как было всегда".

Вскоре министр финансов Леви Эшколь объявил парламентариям от имени премьер-министра и министра обороны Давида Бен-Гуриона, работавшего в тот момент у себя дома, что сообщение по радио не является мобилизацией. В 23:00 "Коль Исраэль" передал сообщение: "Генеральный штаб опубликовал сегодня вечером сообщение резервистам трех частей прибыть завтра в 17:00 в свои части. В ответ на вопрос пресс-секретарь АОИ сказал, что это был вызов на рутинные учения данных частей".

На следующий день в кабинете Бен-Гуриона состоялось разбирательство с участием начальника генерального штаба Хаима Ласкова и высших офицеров. После этого вышло официальное сообщение:

"На встрече министра обороны, НГШ и начальников управлений ГШ, состоявшейся сегодня утром для выяснения причин сообщения, переданного вчера на девяти языках по "Коль Исраэль", выяснено следующее:
1) было указание НГШ сообщить по "Коль Исраэль" о рутинном призыве резервистов на этот месяц;
2) по ошибке сообщение было передано в форме, не соответствующей решению и замыслу НГШ, и могущей создать панику в стране и непонимание в мире;
3) назначена следственная комиссия, которая должна установить, как произошла эта удручающая ошибка;
4) "Коль Исраэль" действовал согласно полученным указаниям, и не несет никакой ответственности за произошедшее".

Следственную комиссию возглавил член Кнессета Яков Шимшон Шапира, будущий министр юстиции. Комиссией было установлено, что генеральный штаб решил провести проверку "публичной мобилизации", метода, который до тех пор не был испытан, в отличие от "скрытой мобилизации", проведенной перед Синайской кампанией. 22 марта начальник управления разведки ГШ собрал "группу оповещения" для обсуждения деталей. Было решено, что за день до проверки будут собраны военные журналисты, и им сообщат о характере проверки, с подчеркиванием, что это учения, а не реальная мобилизация. Проверка была назначена на 1 апреля. Тем не менее, никаких предварительных объяснений и подготовительных мероприятий проведено не было, и неожиданное оповещение привело к панике.

Комиссия закончила работу в рекордно короткие сроки, и уже 6-го апреля представила свои выводы Бен-Гуриону. По результатам следствия Бен-Гурион приказал снять с занимаемых должностей начальника штабного управления ГШ Меира Зореа и начальника управления разведки Иегошафата Гаркаби, также было отстранено несколько младших офицеров.

Из-за переданного по радио кодового названия "Водяные утки" этот инцидент вошел в израильскую историю под названиями "Утиная ночь" и "Утиная мобилизация".

Израиль, история, ночное чтиво

Previous post Next post
Up