Большая статья, выпусков на пять.
Пролог
Начало 30-х беспрецедентно в истории кино своим обилием знаменитых звезд, которые не просто вспыхнули, но и светились продолжительное время. Быстрый взгляд на тот период даст нам имена Б. Девис, Дж.Кегни, Дж.Кроуфорд, Г.Купера, Б.Станвик, К, Гейбла, М.Дитрих, В.С.Филдса, братьев Маркс,С.Трейси, К.Хэпбурн, К.Ломбард, Дж.Артур, К.Кольберт, Эд.Г.Робинсона, Дж.Харлоу, У.Пауэлла, Б.Карлоффа, К.Гранта, П.Муни и многих других.
Эти актеры представляют собой самый небывалый урожай звезд в истории Голливуда. Некоторые засветились еще в немых фильмах, то таких, кто начал путь к славе действительно еще в дозвуковую эпоху, совсем немного. Для каждого из перечисленных актеров наступление эры звукового кино сыграло главную роль в развитии их карьеры. Некоторые из них в начале 30-х сделали свои самые известные работы: Марлен Дитрих в "Марокко", братья Маркс в "Утином супе", Джин Харлоу в "Красной пыли", Пол Муни в "Лице со шрамом". Но для большинства звезд этот период не принес картин, которые сыграли бы решающую роль в становлении их карьер. Сколько людей слышали про The Mayor of Hell (1933) Джеймса Кегни или Possessed ("Одержимость", 1931) Джоан Кроуфорд?
В этой статье мы расскажем о трех актерах, чьи работы начала 30-х заслуживают намного большего признания, чем это сейчас принято: Джеймс Кегни от Warner Brothers, Джоан Кроуфорд от MGM и Барбара Стэнвик от Columbia Эти звезды своими первыми работами не привлекли такого внимания, с которым были приняты последующие их фильмы. Разумеется, были и исключения, такие как "Враг общества" у Кегни или "Гранд-Отель" у Кроуфорд.
Но этот период, на удивление плодотворный, принес массу интересных фильмов. Это время, когда Джеймс Кегни создавал свой образ жесткого городского парня, который использует для преуспевания не только мозги, но и кулаки. В это время Джоан Кроуфорд развивает образ женщины, готовой пожертвовать всем, включая личное счастье, ради успеха. И студии, на которых работали эти звезды, играли важную роль в развитии подобных образов, направляя их развитие в нужное студиям русло.
1. Джеймс Кегни, как этнический посредник, 1930-33 гг. часть 1
В 1933, во время съемок Lady Killer ("Убийца леди"), Дарил Ф. Занук послал записку команде сценаристов, в которых он детализировал требования студии для персонажа Кегни: он должен быть хулиганским, крутым, жестким - "он знает все, все неправы, кроме него, он может все - и все это должно быть симпатичными чертами его индивидуальности".
В начале 30-х, Кегни обладал всеми этими качествами и более того, его стремительный стиль, открывающий любую дверь пронзительный голос и характерная ирландская внешность, создавали ему подлинную ауру нижнего Ист-Сайда. Когда он появлялся в кадре со сжатыми кулаками, то доминировал над мизансценой, как накренившийся автомобиль. Его усмешка, дерзкая, самоуверенная, чисто мужская, демонстрировала превосходство персонажа над остальными и зрители были вынуждены этот факт признавать. Его блуждающий взгляд, короткий указательный палец, его сутуловатое тело были сгустком городских огней, взрывавшимися неожиданным фейерверком.
Кегни начал работу на Уорнеров с ряда маленьких ролей, завораживая зрителей неукротимым Томом Паурсем во "Врага общества"(1931). Кегни выражает дерзкий дух всей аурой своего тела, источающей энергию и бешеный темп. Двигаясь глухими переулками к Клубу Патти, Кегни стремителен, он сплевывает, поправляет шляпу, не застывая ни на секунду в покое.
Мрачная энергия Кегни и темы фильмов обратились на попранный рабочий класс. Вводные титры предлагают иммигранту два пути: конформизм или восстание. Находящийся вне закона Кегни носит расстегнутую рубашку без галстука, что символизирует его свободу от условностей. Он улыбается, когда наносит два стремительных удара правой и поднимает бровь подмигивая. Старший брат Майкл (Дональд Кук), пойманный в ловушку униформы кондуктора, смотрит прямо перед собой серьезным, строгим взглядом. Анархия Кегни выглядит привлекательной, конформизм Кука сковывает и сокрушает его индивидуальность.
Фильм и сейчас известен продолжительной сценой, в которой Кегни, с поджатыми губами, со взьерошеными волосами и бешеными глазами, швыряет грейпфрут в лицо Мей Кларк. Именно презрение Тома к ассимиляции, а не его отношение к женщинам, встревожили педагогов и реформаторов. "Ох, уж этот сосунок. Он слишком занят, чтобы посещать школу. Он еще узнает, какого жить в бедности", говорит брат Тома, нажимая на звонок своего трамвая. В 1932-33 годах нанятая студией Пейна группа чикагских социологов боялась, что иммигрантская молодежь идентифицирует себя с определенными звездами экрана и отбросит моральные ценности своих родителей ради ложно понятой "американизации". В своем ставшем популярном отчете, Генри Джеймс Форман повторил эти опасения, когда привел слова одного молодого итальянца, американца во втором поколеннии, о Кегни: "Я его фанат. Он учит нас, как нужно жить. Я запоминаю, как он справляется с делами, "убирает" парней и все такое прочее".
Из-за религиозного давления и возвышения президента Рузвельта с его призывами к коллективным действиям, Warner Brothers тоже провозгласили "Новый Курс" в студийной политике и изменили повествовательный акцент с рассказов о лузерах к простым людям, стремящимся возродить Америку.
"Такси"(1932) стало первым фильмом Кегни, в которой он принял на себя эту новую роль и стал демонстрировать образец этнической идентификации. Он усмехается с плаката, его левая рука и большой палец подняты в дружеском приветствии. В стиле арт-деко текст вписывается в круг, который привлекает внимание к имени актера для того, чтобы создать воздушную ауру романтики жилых кварталов города.
Он, бывший преступник, нарушитель закона и заправский драчун, теперь позиционируется как ирландец ("Рыжий"), житель Нью-Йорка, призывающий иммигрантов следовать за ним, чтобы бороться за светлое будущее.
Продолжение следует...