Вроде бы сорок два года не так много с точки зрения возраста Вселенной, но вот недавно я обратил внимание, что при упоминании 1980 и 1985 я думаю про Олимпиаду и Фестиваль Молодежи, а не о датах рождения моих возможных ЖЖшных собеседников. Что же тогда можно сказать о тех, кто родился много позже этих дат, уже во времена победившего капитализма? Встречая на Неназываемом Форуме человека 1991 года рождения, я первым делом думаю о том, какой однако смышленый мальчуган: вроде бы еще всего ничего, а уже старается общаться со взрослыми на равных. И уже заранее прощаешь ему всю ту хрень, которую он пишет. Потом проводишь нехитрый подсчет (2007-1991) и внезапно понимаешь, что деточке на самом деле уже 16 лет и на нем можно проводить медицинские эксперименты не спрашивая разрешения у его родителей. Впрочем, я увлекся и отошел немного в сторону.
Если спросить взрослых людей о том, как они относятся к так называемому "совку", то большинство из них, если откинуть убежденных леваков и столь же упертых правых активистов, наверняка ответят, что было, то было, а сейчас нужно думать о том, как жить сейчас. Они могут относиться к прошлому положительно или отрицательно, исходя из собственного опыта жизни, но мне кажется, для них это не станет той темой, при которой вырабатывается столько пены изо рта, что можно организовывать большую стирку. Тем большую оторопь испытываешь, когда сталкиваешься с молодыми людьми, не жившими в то время, но имеющими резко отрицательные или положительные мнения о том периоде. Недавно столкнулся с подобным явлением и оно заставило меня призадуматься аж на целую неделю. С одной стороны, поразительно, что подобные вещи настолько могут волновать юношей, рожденных совсем в иных условиях, а с другой стороны очень интересно, насколько "совок" перешел в плоскость мифологии. Из разговора я смог составить образ советского Нью-Мордора:
"В совке сигарет не было импортных, как и пива"
"дети не видели ни игрушек, ни свежего воздуха"
"кино было насквозь идеологическим, я лучше бы сдох беспризорником, чем смотрел эту грязную советскую лабуду"
"союз- это зло!! это как если бы тебя воспитывали грязные мерзкие инопланетяне, которые давали тебе еду и игрушки"
"Красная жара" в целом объективно показала жизнь в Союзе"
"ничего светлого и позитивного в стране не было. потому что быть не могло"
как можно всерьёз оценивать творчество, порождённое в такой больной атмосфере? которое к тому же ещё было и орудием. К примеру, Чебурашка - н боролся с мерзкой старухой шапокляк как с капиталистической системой
"детство было у тебя счастливым, потому что ты молился на кпсс"
"счастливое детство не оправдывает того, что было. лучше бы оно было несчастным при капитализме"
(о разнице в нынешнем уровне жизни между Москвой и остальной страной): "Ну, хотя бы москву мы отвоевали"
Как вы думаете, откуда могли возникнуть у людей подобные фантазии? Наверняка эти юноши не читали "Огонек" Коротича и остальную подобную чернушную прессу. Меня интересует, это единичный случай или уже стало массовым явлением. Я уже давно отстал от российской жизни, возможно что-то и пропустил. Чтобы сразу поставить точки над Ы скажу, что сам лично не крашу советское прошлое (то, которое я застал лично) в белый или черный цвет. На мой взгляд, в данном вопросе подходит серая краска. Кстати, она намного хуже черной, поскольку не вызывает сильных эмоций, а только скуку. И должен согласиться со словами Довлатова: "у меня разногласия с Советской властью чисто эстетического характера"