Я уже как-то писал про романы этого французского автора - романы легкие, ироничные, наполненные историческими деталями не меньше, чем книги того же Умберто Эко. Мне они понравились, а сейчас я нашел еще и вот эту "Загадку Ватикана". "Кот Да Винчи" еще не был выведен в свет, религиозные круги еще не принялись метать перуны в авторов подобных книг, а Тристан уже аккуратно воткнул свою "дюжину ножей в спину организованной религии".
Сюжет, как и положено, конспирологический. В архивах Ватикана найдена рукопись "Жития святого Сильвестра", на протяжении многих сотен лет считавшейся самой проклятой из еретических рукописей. Она обнаружилась в папке "Scala Coeli" Иоганна Гоби под номером В-83276, leg.Bas.666. Изучать и переводить эту рукопись папа поручил группе доверенных лиц и в том числе канонику Тортелли, монсеньеру Караколли, профессорам Стэндапу и Сальве. Последний был еще и детективом-любителем. Все они собираются в специально отведенной для этого комнате и начинают чтение рукописи.
Рукопись начинается как благостное агиографическое житие, в котором понемногу начинают появляться явно глумливые нотки, затем житие постепенно превращается в плутовской роман, а ближе к финалу становится неприкрытой сатирой на Церковь как организацию. Профессора обращают внимание на то, что рукопись, датированная ХI веком, по большей части написана на бумаге венецианского производства, чье появление раньше XVI исключено априори. Попытка выяснить возникновение фальшивки ведет к череде убийств, обнаружению разветвленной шпионской сети и к срыву покушения на Папу Римского, когда тот навещает главного раввина Рима. Сама же рукопись оказывается шифром, содержащим имена нацистов, спасенных католической церковью после Второй Мировой.
Я заранее раскрываю сюжетные ходы, поскольку в этой книге они находятся на периферии читательского интереса и представляют скорее издевательство автора над сюжетами конспирологических романов. Основной смысл несет сама фальшивая рукопись. Те, кто хоть раз читал агиографические описания жизни святых или знаком с плутовскими романами, может оценить насколько удачна авторская стилизация. Впрочем, и без этих знаний читатели гарантированно получит свою порцию удовольствия.
ПиСи.
Перечитал "Престиж" Приста. Еще раз убедился, что не стоит смотреть кино.