Режиссёр: Gianluigi Calderone
В ролях: Antonio Banderas (Benito Mussolini), Ivano Marescotti (Giacinto Serrati), Toni Bertorelli (Primo), Valentina Lainati (Giulia Ferrari), Franco Mescolini (Ferrari), Anna Geislerova (Eleonora), Raffaella Azim (Margherita Sarfatti), Flavio Bonacci (Giuliani), Vitezslav Bouchner (Steelworks Foreman), Franco Castellano (Rocca), Hana Davidona (Anna Kulicioff), Claudia Koll (Rachele), Magdalena Kopicova (Rachele), Susanne Lothar (Angelika Balabanoff)
Минисериал, вышедший чуть больше двадцати лет назад, но я на него наткнулся только сейчас. В трех сериях охвачены годы жизни Бенито вплоть до 1915 года, когда его исключили из партии социалистов. Сериал стоит посмотреть, но желательно перед просмотром ознакомиться с подлинной биографией Муссолини, иначе вы окажетесь захвачеными параллельной реальностью Анжелики Балабановой.
Молодой Бандерас прекрасно отыграл главную роль, пусть и превратил будущего диктатора в писанного латинского красавца. Главная удача сериала - зритель вполне может ощутить тот костер страстей, пылавший в Италии начала ХХ века, пусть авторы даже и не стараются описать те дрова, что дали столь жаркое пламя.
Создатели пунктиром прошлись по биографии своего персонажа, зачастую пользуясь тенденциозной биографией Муссолини, написанной Анжеликой Балабановой. Анжелика была дочерью украинского помещика, одной из тех фригидных сук, что сублимировали отсутствие традиционных женских свойств яростной революционной борьбой. В фильме Балабанова изображена неврастеничкой с тонкими поджатыми губами, фанатиком идеи и мысль о том, чтобы вставить такой женщине могла придти только Бенито Муссолини, образцовому итальянскому жеребцу. После того, как в 1915 году их пути разошлись, она написала четыре книги (в 1928, 1938, 1945 и 1946) о своем бывшем приятеле и каждая новая книга содержала все больше и больше сведений фантастического характера. Действительно, женская ярость в отличие от лампочки никогда не перегорает. Часть ее фантазий (плохая игра на скрипке, незнание иностранных языков, небрежность в одежде и работа на французские спецслужбы) вошла в сериал, другая часть (заболевание сифилисом и патологическая трусость) по счастью осталась за бортом сюжета.
В принципе, если разбирать сюжет подробно, то можно обнаружить множество подмен, лакун и фактических ошибок, но ведь большинству зрителей по большому счету все равно жила ли жена Муссолини Рашель вместе с ним в Милане, когда Бенито работал главным редактором социалистической газеты «Аванти!» попутно окучивая Маргериту Сарфатти, или оставалась у себя в Форли. Или почему из фильма пропали 1904-1905 годы, когда Муссолини служил в армии, и так далее по списку.
Но как я уже сказал, главное передано хорошо. Вы увидите страну, так и не избавившуюся от тяги к насилию, словно страсти эпохи Возрождения никогда не покидали итальянскую землю. К насилию прибегают все: социалисты, анархисты, республиканцы. Полиция охотно прибегала к насилию, и даже сами социалисты зачастую решали споры между собой в кровавой рукопашной. Смерть могла придти к любому, сам король Италии Умберто I оказался бессилен перед пулей анархиста. В такой обстановке жизнь стоила недорого, а идеи быстро овладевали массами. Муссолини оказался лучше всех остальных приспособлен к таким условиям и получил первый приз.
Хорошо так же показана жизнь революционеров эмигрантов в приютившей их Швейцарии. Редкий случай, когда на русском говорят чисто и без акцента.
Да, нужно еще отметить, что создатели сериала польстили жене Бенито. Все описывают Рашель как белокурую, но некрасивую крестьянку, тем не менее, в фильме она настоящая красавица и даже странно, что от такой женщины Муссолини мог ходить налево к страшненькой Сарфатти.
Все-таки рискну порекомендовать кино к просмотру, поскольку даже будучи несколько в теме посмотрел все три серии с удовольствием.