Небольшое введение в историю итальянского хоррора ч.9 : Италия вошла в жанр

Feb 22, 2007 21:31



"Заповедь Дьявола" (итальянское название - I Vampiri, "Вампиры") первый итальянский готический хоррор вышел в 1957, в то время, когда могучий поток хорроров на земном шаре высох до жалкой струйки. Но уже через три года, производство фильмов ужасов достигло своего пика. Какую роль сыграли в этом "Вампиры"? Трудно сказать. Слишком мало итальянских хорроров сразу же пошли по его стопам. Однако, параллельно в Англии, Hammer Studios начала работу над "Проклятьем Франкенштейна" и "Дракулой" (американское название "Ужас Дракулы") со схожим акцентом на готические компоненты (например - замки, заплесневелые коридоры, пыльные портьеры, наполненные крысами склепы и т.д.). Хаммеровские фильмы произвели глубокий эффект на всю дальнейшую историю жанра. Без их успеха, "Вампиры", скорее всего, имели бы очень небольшое влияние. У него и без того были не очень успешные кассовые сборы в Европе.


"Вампиры" действительно содержат полный ассортимент продуктов магазина кинохоррора: 1) giallo-триллер, с детективами и репортерами, ищущими серийного убийцу (жанр, который Марио Бава в дальнейшем развил во множестве фильмов, а Дарио Ардженто дал нам такой превосходный его образец как "Кроваво-красный"); 2) разновидность легенд о Графине Баттори (кто, как говорится в преданиях, принимала ванны из крови девственниц, чтобы продлить свою жизнь); 3) безумный ученый (с доктором, ищущим "самый главный секрет жизни", создавая "искусственные частицы . . .для репродуцирования клеток вне человеческого организма"); 4) прототип итальянского готического ужаса (с великолепным замком, с огромными, мрачными залами и ветхими порьтерами).


Однако, фильму мешает слабый центральный персонаж - самодовольный журналист по имени Пьер, настаивающий (без малейшего доказательства), что вампир ответственен за убийства, которые потрясают Париж:: "я говорю вам: это - Вампир!" кричат газетные заголовки. Он с самодовольным видом заявляет детективу на месте преступления: "Доброе утро. Я думаю, что Вы, возможно, нуждаетесь во мне", с ухмылкой: "Я полагаю, вам стоит воспользоваться моей помощью". Спустя пару минут, вы уже будете мечтать о том, как вампиры его съедят. (Полицейский детектив позже говорит ему: "Вы - только торговец сенсациями. Как журналист, Вы - позор.". Но события докажут, что журналюга был прав). В качестве компенсации за раздражающее присутствие Дарио Микаэлиса, кино дает нам великолепную съемку, впечатляющую операторскую работу и несколько отличных работ актеров второго плана.


Сама история начинается с обнаружения еще одной жертвы убийцы в Париже. Несколько стриптизерш (в англоязычной версии деликатная цензура заставила их стать "балеринами") были полностью обескровлены и сброшены в Сену. Журналист Пьер Лантен (Микаэлис), утверждает, что в убийствах повинен вампир. Он поглощен ловлей убийцы: "Никто и никогда не мог опередить меня с сенсацией, не опередят и сейчас" Его коллега говорит, "Ты столько говоришь про вампиров, что скоро спятишь". Но Пьер его не слышит.. Он мотает головой, его взгляд расплывается: "я поймаю его... я схвачу этого маньяка!" Тем временем, камера показывает нам убийцу (Пол Маллер) на очередной охоте, проникающего в гримерку и похищающего женщину. Он убивает женщин отнюдь не бесцельно. Доктор, профессор Жюльен дю Гранд (Энтони Балпетре) принуждает его убивать в обмен на инъекции неназванного наркотика. В сцене, удаленной из кино по требованию итальянских цензоров, убийцу казнят на гильотине. Затем доктор похищает голову, помещает ее в другое тело и возвращает убийцу к жизни. Вы можете все еще видеть рваный шов на шее убийцы, если увеличите изображение. Доктор в сговоре с герцогиней дю Гранд; она все еще страдает по своему мертвому любовнику - отцу журналиста и теперь ее так же тянет к Пьеру. Доктор регулярно делает ей переливания крови, на время ее омолаживающие (реально герцогине более ста лет), и позволяющие выдавать себя за свою собственную внучку - Жизель дю Гранд (Джанна Мария Канале). После очередной процедуры, она гладит свое лицо перед зеркалом: "Я прекрасна!". Но Пьера не интересует Жизель: "У нас была интрижка, но сейчас все кончено"- нагло говорит он. - "Это все ваши личные проблемы" Но Жизель поглощена любовью: "я убиваю девушек, чтобы быть молодой. Убиваю любого,чью кровь я могу использовать. И все это во имя любви - для Пьера и его отца!"


Эта странная комбинация сюжетных линий и персонажей не всегда удачно работает. У нас нет персонажей, о которых мы можем действительно заботиться. И кино тянет разом в десяток различных направлений. Мы так и не знакомимся близко с Канале в образе Жизели. В действительности она появляется на краткий миг, где-то в середине ленты (Канале создала чудесный образ; темный и таинственный; она была королевой красоты в конце 40-ых и в дальнейшем вышла замуж за режиссера Риккардо Фреда.) Мы не знаем фактически ничего о подруге Пьера (Вандиса Гильда) до момента, когда она похищена и удерживается в плену доктором и его косолапым помощником. Но кино содержит завораживающие мизансцены, благодаря работе режиссера Риккардо Фреды и оператора Марио Бавы. Эти два имени скоро стали неразрывно связаны с итальянским кино.


Риккардо Фреда попал в кино в 1937, сперва как помощник продюсера и сценарист. Он дебютировал как режиссер в 1942 с "Доном Чезаре Ди Базаном" и до "Вампиров" в его активе были "Отверженные" (1947) и несколько исторических драм. Фреда никогда особенно не интересовался хоррором. Он не любил делать кино о сверхестественном. Фреда считал, что зло в отношениях между обычными мужчинами и женщинами было намного страшнее, чем любые призраки и монстры. Возможно, именно поэтому "Вампиры" настолько правдоподобны. Эта лента совсем не похожа на кино об обычных вампирах. На самом деле, картина не дает нам никаких обычных вампиров вообще. Вместо этого мы наблюдаем ситуацию, где доктор (работающий для Института Экспериментальной Хирургии!) мечтает создать искусственную кровь: он полагает, что она - "ключ к невероятной силе . . . они все еще мне поклонятся!"


После бесконечных стычек с продюсерами, Фреда просто переложил заботы о последних двух днях съемок на Баву. В результате вклад Марио Бавы включает далеко не только ракурсы и освещение. Его присутствие чувствуется в ветхой, распадающейся атмосфере замка Дю Гранд, где рушащиеся каменные стены и пыльные проходы отражают упадок этой семьи. Он дает нам снятые нижним ракурсом сцены с застывшими тенями, притаившимися в стенах замка и крысами, которые прячутся в разлагающихся трупах. Бава также изобрел очаровательный эффект освещения для сцены переливания крови: без использования грима или замедленной съемки, герцогиня становится моложе, поскольку свежие силы входят в ее вены - ее волосы темнеют и исчезают морщины.


И Фреда, и Бава продолжали после этого снимать фильмы, и они были еще лучше, чем "Вампиры". Большая часть известности "Вампиров" опирается на ее историческую значимость. Само кино не очень радует. Сюжет кажется бессвязным, и многие сцены сделаны наспех. Но для поклонников жанра, картина - увлекательное свидетельство рождения итальянского готического ужаса.









horror, movies, статьи, italy

Previous post Next post
Up