Режиссёр: Jacques Tourneur
В ролях: Merle Oberon (Lucienne), Robert Ryan (Robert Lindley), Charles Korvin (Perrot), Paul Lukas (Dr. Bernhardt), Robert Coote (Sterling), Reinhold Schunzel (Walther), Roman Toporow (Lt. Maxim Kiroshilov), Peter von Zerneck (Hans Schmidt), Otto Waldis (Kessler), Robert Shaw (Spy),
Один из последних американских фильмов, где русский изображен с симпатией. Достойный образец того, как прекрасные режиссер и оператор (соответственно Жак Турнёр и Люсьен Баллард) могут вытянуть изначально мутный сюжет практически в киноклассику.
01. Похороны голубя-шпиона
Харольд Медфорд написал пьесу, за переделку которой взялся Курт Сиодмак, известный сценарист и писатель-фантаст. среди прочего подаривший Голливуду "Человека-оборотня". Судя по всему, Курт старался изо всех сил, но залатать все сюжетные дыры он так и не смог. Собственно, вот сам сюжет.
Некий доктор Генрих Бернард, ученый и политический деятель поднимающейся из пепла Германии в Париже на закрытом заседании ООН делится планом возрождения страны на основе объединения всех зон оккупации. Судя по всему, план настолько удачен и подходит для всех стран-союзников, что немецкое подполье, состоящее из бывших нацистов, стремится завладеть доктором или, в крайнем случае, его ликвидировать. В Париже органы контрразведки получают информацию о готовящемся похищении хорошего немца и принимают меры.
02. Я читала о том, что вы насилуете всех женщин, это правда?
В "Берлинском экспрессе" кроме самого Бернарда и его охраны едут еще и случайные пассажиры, представители стран-союзников. Среди них француз, американец, англичанин и русский лейтенант. Все они поначалу относятся друг к другу (и сообща к немцу) с недоверием, но после того как доктора враги все-таки похищают и его симпатичная секретарша начинает молить о помощи сердца четырех смягчаются и мужчины отправляются в одиссею по улицам разрушенного Франкфурта. Беда лишь в том, что одно из сердец оказывается с червоточиной.
03. Британец
04. Британец и русский
05. Друзья-враги
Огромную помощь в продвижении сюжета оказывает сама Германия, лежащая перед зрителями в самом ничтожном виде. Кинематографистам оккупационные власти разрешили натурные съемки, и настоящая жизнь делает любые глупости сюжета незначительными на фоне царящей разрухи. Кстати, «Берлинский экспресс" уникален еще и тем, что единственный раз западные кинематографисты получили разрешение снимать в советском секторе.
09. На улицах города
Мы видим настоящий Франкфурт, лежащий в развалинах, людей пытающихся жить среди руин, предлагающих за сигареты и тушенку мейсенский фарфор, драгоценности или на худой конец себя самих. В поисках Бернарда наши персонажи будут пробираться сквозь развалины, заглядывать в низкопробные шантаны, открытые немцами для представителей армий победителей, ругаться и спорить между собой до хрипоты пока жизнь не заставит их объединиться перед лицом опасности.
Фильм слегка отошел в тень после того как через год Орсон Уэллс вошел в тему своим "Третьим человеком", но режиссер и оператор прекрасно справляются со своей работой. Настоящие любители кино по достоинству оценят режиссерскую работу и операторские решения, обычный зритель получит удовольствие от актерской игры Роберта Райана, как раз входящего в полную силу. Фильм начинаешь любить с момента, когда режиссер знакомит нас с пассажирами поезда. Он нашел для этого вполне оригинальное решение и дал намек на скрывающегося злодея. Хорошие диалоги типа:
Американец: «Перелом в войне наступил, когда мы высадились в Италии». Англичанин: «Ха, узнаю американскую версию истории. Любой британец скажет вам, что кульминационная точка - битва при Эль-Аламейне». Француз: «Стоит спросить русского, наверное, ему тоже есть что сказать»
Рекомендую от чистого сердца.
Пи.Си. Соврал. Уже начальная сцена с похоронами голубя прекрасна.
06. Предатель поневоле
07. В немецком шалмане
08. Кругом враги
12. И клоуны бывают опасными