Режиссер: Peter Jackson
В ролях: Ian McKellen (Gandalf), Richard Armitage (Thorin), Cate Blanchett (Galadriel), Sylvester McCoy (Radagast), Martin Freeman (Bilbo), Ken Stott (Balin), Graham McTavish (Dwalin), William Kircher (Bifur), James Nesbitt (Bofur), Stephen Hunter (Bombur), Dean O'Gorman (Fili), Aidan Turner (Kili), John Callen (Oin), Peter Hambleton (Gloin), Jed Brophy (Nori), Mark Hadlow (Dori), Adam Brown (Ori), Jeffrey Thomas (Thror), Lee Pace (Thranduil), Evangeline Lilly (Tauriel), Orlando Bloom (Legolas), Benedict Cumberbatch (Smaug / Necromancer)
Год назад я писал о своих впечатлениях от просмотра первой части. Попытка натянуть гондон на глобус у Джексона получилась не очень убедительной, но оставалась надежда, что во второй части все может еще исправиться. Когда мы с ребенком пошли на прошлой неделе на премьеру второй части (у нас такая семейная традиция вот уже двенадцать лет, с той поры как Кате исполнилось полтора года), то по ошибке купили билеты в зал, где показывали фильм в новом формате. С этого момента у Джексона не было ни единого шанса.
Новый формат с 48 кадрами в секунду убивает кино надежней Федора Бондарчука. Кино лишается своей магии, глубины кадра и зрителям остается лишь обычная телепостановка или что-то подобное театральному представлению с театральной же машинерией. Если для сериала "Менты" это вполне себе нормально, то волшебную сказку новый формат уничтожает как судья Рок зазевавшегося мультяка. Если я смотрел бы фильм в обычном формате, возможно режиссеру я добавил бы дополнительную звездочку за эффекты и картинку, но не срослось.
Аскетичность картинки заставляет более внимательно отслеживать сюжет, продолжающий течь по новому руслу, проложенному Джексоном в первой части. Вопросов к создателю становится все больше и больше, пока не осознаешь, что ни о чем уже спрашивать особенно и не хочется. Перед просмотром второй части мы посмотрели режиссерскую версию первой и если полные версии "Властелина колец" ожидались с нетерпением, то расширенная версия "Хоббита" заранее внушала ужас. Там, где требовалось сократить действие минут на двадцать, добавили еще тринадцать. И лишнее время увеличилось до получаса.
В центре второй части любовь истинной арийки к пигмею одного из африканских племен. Вокруг этого накручиваются остальные похождения гномов с примкнувшим к ним хоббитом. Сами похождения превратились в череду дешевого комикования как в сцене бегства в бочках. Пленение у эльфов заняло времени меньше чем собственно побег от них. Политкорректность дотянулась и сюда, теперь в Эсгароте есть свои местные харадримцы, то бишь негры. Квота есть квота.
В новом варианте "Хоббита" была возможность выстроить интересную параллель с "Властелином Колец" и Джексон даже немного пошел по этому пути, судя по всему неосознанно. Параллель между походом Братства Кольца и путешествием гномов очевидна. Жертвенный подвиг персонажей трилогии идущих к Огненной горе через все тяготы пути по всем правилам низовой культуры обыгрывается в походе вороватых гномов к Одинокой горе. Кольцо Всевластья, притягивающие и манящее стольких персонажей эпоса, здесь заменено драгоценным камнем Аркенстоном, более простым овеществлением всепоглощающей страсти. Он бесценен, как и Кольцо, он не приносит счастья своим владельцам, подчиняет своей воле и так же уходит из мира обратно туда, откуда и появился. На этом можно было замутить интересное кино, но Джексону ничего не нужно, кроме чистого развлечения. Отсюда бессмысленный финальный поединок с драконом, противоречащий даже логике самого фильма, но необходимый для наполняемости экранного времени.
С ужасом думаю о грядущей третье части и предваряющей расширенной версии второй. И, о Господи, каким толстомордым стал Леголас...