Преследующее прошлое.
Главными героями нуара редко бывают существа света. Они часто бегут от груза прошлого, иногда это травмирующее происшествие ("Автостоп","Печать зла"), иногда преступление, совершенное на почве страсти ("Из прошлого","Крест-накрест" и "Двойная страховка"). Иногда они просто бегут от собственных демонов, созданных сомнительными событиями, похороненными в прошлом, как в "В укромном месте". Безотносительно источника проблемы, эти персонажи ищут укрытие в темных переулках и плохо освещенных местах, которых очень много в мире нуара. Прошлое для нуаровского героя никогда не является бесплотным призраком. Этот фантом реален, обладает плотью и несет в себе угрозу существования. В мире нуара неразрывно связано воедино прошлое и настоящее, как это бывало в романах знаменитого французского писателя Марселя Пруста и книгах палп-романтика Раймонда Чандлера (который как-то назвал Пруста, "знатоком вырождения"). Никому не избежать встречи с прошлым, сколь бы раз он или она не пробовали это сделать. И только в противоборстве обстоятельствам герой нуара может надеяться на какое-то искупление, даже если в финале все закончится выстрелами.
Фатальная ошибка
Весь мир нуара качается на нитях причинной связи. События связаны друг с другом неразрывной цепью эпизодов и неизбежно ведут к прогнозируемому мрачному финалу. Мир нуара - детерминированная вселенная, в которой психология ("В укромном месте", "Момент беспечности"), случай ("Автостоп", "Двойная страховка") и даже общественные структуры ("Печать зла", "Специальные агенты") отвергают любые хорошие намерения и большие надежды, на которые обычно рассчитывают главные персонажи.
Архетипы
Film noir имеет определенный набор персонажей. Среди них:
Правдоискатель.
Пусть это и противоречит популярной концепции, но правдоискатель в нуаровских фильмах совсем не обязательно частный детектив в духе чандлеровского Филипа Марлоу или хэмметовского Сэма Спэйда. Часто это офицер полиции ("Печать зла", "Специальные агенты"), преступник ("Автостоп", "Крест-накрест","Двойная страховка"), реже женщина ("Момент беспечности", одно из исключений) и, вне территории Хэммета и Чандлера, редко-редко частный сыщик (The Dark Corner, Темный угол (1946), "Целуй меня насмерть"). Правдоискателем может быть кто угодно, поскольку его главная цель и смысл в том, чтобы пройти замысловатым лабиринтом нуаровской вселенной в поисках главного ответа, открытия "грандиозной истины", которая может быть, как в "Целуй меня насмерть" продублирована
Преследуемый.
Развиваясь под влиянием экзистенциализма, соединенного с фатализмом, присущим большей части немецкого экспрессионизма, герой нуара часто оказывается объектом преследования и охоты с начала и до конца фильма. Преследуемый - обычно мужчина и чужак, подобный персонажу романа Альберта Камю L’Etranger (Посторонний, 1942). Ему тяжело поддерживать связь со вселенной, которая кажется ему управляемой слепым случаем и выглядит невыразимо абсурдной. Подобно герою Камю, он может оказаться вовлеченным в насильственные преступные действия вопреки своей воле.
Femme fatale
Самый опасный элемент большинства нуаровских фильмов - женский персонаж, который часто является femme fatale. В недавних работах критиков-феминисток, подобных Камилле Паглия с ее Vamps and Tramps (1994) и в солидном исследовании Women in Film Noir (1978) атрибутировали роковую женщину, черную вдову, женщину-паука, как мужской образ злобной кастрирующей суки. Они видели в нем мощную женскую альтернативу мятежному мужчине. В случае с femme fatale, объектом ее противостояния является не абсурдная вселенная, а мужская патриархальность. Постфеминистические критики проанализировали таких персонажей, как Филлис Дитрихсон в "Двойной страховке", Веру в "Автостопе" и Анну в "Крест накрест", и признали их сильными женщинами, пойманными в ловушку управляемой мужчинами вселенной, женщинами, использующими любое оружие, включая их собственную сексуальность для того, что уравнять шансы.
Визуальные образы
Истоки визуальных образов нуара могут быть прослежены от уличных картин Эдварда Хоппера и Реджинальда Марша до ужасных фотографий с мест преступлений Виги. Проще рассказать о том, что большинство зрителей замечает, глядя нуар:
Освещение и светотени
Слабое освещение в стиле Рембранта или Караваджо, отмечается в большинстве нуаров классического периода. Полумрак и игра теней присутствуют не только на ночных улицах, но также и в полутемных интерьерах, огражденных от дневного света занавесками или жалюзи. Нефильтрованное боковое освещение выделяет и показывает только часть лица, чтобы создать драматическое напряженние. Операторы Николас Мусарака, Джон Ф. Сейц и Джон Алтон довели этот стиль до высшего уровня в фильмах "Из прошлого", "Двойная страховка" и "Специальные аненты". Их чёрно-белая высококонтрастная съёмка, холодные дневные экстерьеры и реалистичные ночные образы стали стандартом стиля нуар.
Необычные углы съемки.
Нуаровские операторы одобряли низкие углы по нескольким причинам. Во-первых, этот угол поднимал персонажей с земли в почти экспрессионистской манере, придавая им драматический объем и символический подтекст. Кроме того, подобный метод позволил зрителю увидеть потолки помещений, создавая ощущения клаустрофобии и паранойи, соответствующие миру нуара. Высокие углы могли также нарушить равновесие при взгляде вниз с лестничной клетки или из окна небоскреба на городские улицы далеко внизу.
Движения камеры.
Для таких режиссеров, как Офюльс и Ланг, камера,скользящая через всю комнату мимо разбросанных в беспорядке вещей или отслеживающая персонаж в переполненном кафе, придавала изображению тревожащие и роковые свойства.
Городской Пейзаж.
Действие нуаровских фильмов чаще всего протекает в городской черте, обычно это Лос-Анджелес, Нью-Йорк и Сан-Франциско. Метрополис с его кругами света под лампами фонарей, тусклыми переулками, гнетущим давлением безликих пешеходов и влажных, грязных улиц - прекрасная обстановка для кошмарных событий нуара. От шагов, что резонируют по бетону, преследуя женщину в Леди-призрак до полыхающего неоном гостиничного номера убийцы в The Unsuspected,("Вне подозрений",1947),все обычные предметы и звуки приобретают зловещий контекст во вселенной нуара. И когда действие переносится на сельские просторы ( Из прошлого, On Dangerous Ground("На опасной территории",1952), Storm Fear (1956) или Nightfall (1957) контрасты идиллических пейзажей с показом городского дна создают необходимый сюжету бакграунд.
Флэшбэки и Субъективная Камера.
Есть ли пролог в фильме или его нет, но прошлое ощутимо присутствует в нуаре с помощью флэшбэков. Во флэшбэк можно проникнуть через воспоминания персонажа ("Крест накрест") или отстраненно (The Killing, Убийство, 1956):наблюдение за прошлым дает для понимания больше, чем любое количество диалогов.
Поэзия крутого слова.
Нуаровские фильмы унаследовали силу слова у классического "крутого детектива". Достойные цитирования фразы и диалоги в большом количестве обнаруживаются в любом нуаре. Диалог изобилует подчеркивающими характер персонажа яркими фразами, полными двойного смысла Первая встреча между страховым агентом Уолтером Неффом и femme fatale Филлис Дитрихсон в "Двойной Страховке"является классическим примером.
Закадровый голос
. Повествование от первого лица было популярным приемом среди авторов "крутого детектива".Этот прием в нуаре достигает несколько целей. Прежде всего, это сближение зрителя и главного героя. Таким образом зритель мог испытать более теплые чувства к персонажу. Что еще важнее, это заставляло зрителя солидаризироваться хотя бы частично с рассказчиком, даже когда тот глубоко испорчен, способен к асоциальному поведению или даже психопатическому гневу, как это бывает во многих классических работах жанра.
Поскольку мы уже вплотную приблизились к 21-му столетию, можно констатировать, что интерес к нуару будет продолжаться и в новом тысячелетии. По телевидению, он представлен, как классическими сериалами: "Dragnet"("Сети зла,1951-1959) так и свежими работами: NYPD Blue("Полиция Нью-Йорка",1993 -). На радио, A Prairie Home Companion Гаррисона Кейллера показывает еженедельную программу, посвященную персонажу по имени Гай Нуар, Частный Глаз. В литературе, нео-noir и neo-hard-boiled представлен Джеймсом Эллроем (Секреты ЛА, 1990), который доминирует на рынке детективов. От кино до компьютерных игр и комиксов, в США и во всем мире, распространяется влияние нуара, он обнаруживается в любом заговоре, персонаже, образе. Так что это за штука, которую называют нуаром? Мы надеемся, что эта книга обеспечит вам несколько ключей к пониманию, предоставит некоторые детали, намекающие на глубину и широту стиля и подведет читателя к просмотру фильмов. Вы увидите самые лучшие кадры из самых знаменитых сцен, которые зажгли воображение зрителей классического периода, ошеломили французов,внушили новому поколению режиссеров мрачную философию, в которой можно найти сердце того специфического стиля, известного как film noir.