Last Will and Testament of Rosalind Leigh, The \ Завещание (Канада, 2012)

Jun 23, 2013 15:26


Режиссёр: Rodrigo Gudino
В ролях: Aaron Poole (Leon), Vanessa Redgrave (Rosalind Leigh), Julian Richings (Rahn Brothers), Stephen Eric McIntyre (Preacher), Charlotte Sullivan (Anna), Mitch Markowitz (Communication Coach)

Фильм режиссера Родриго Гудиньо напоминает луковицу. Если снять один верхний слой, то вы рискуете остаться разочарованы и с шелухой в руках. Этого и в самом деле несложно добиться, но не нужно искать легких путей в жизни.
Сам сюжет действительно внешне прост и поэтому его во всех рецензиях описывают примерно одинаково. Молодой человек, антиквар, возвращается после смерти матери в отчий дом, где не был долгие годы. Мать была верующей женщиной и принадлежала одной из христианских сект, что в наше время появилось бесчисленное множество. Когда-то давно мать пыталась втянуть ребенка в духовные практики своей общины, но ее сын уже тогда был далек от всех подобных мистических исканий, к тому же, на его неприятие религии в любой ее форме сыграло самоубийство отца, члена секты. Когда главный герой возвращается в дом, то обнаруживает, что все здание представляет собой некий сектантский храм с алтарем в подвале. Мать перед смертью оставила по всему дому разного рода послания, с помощью которых и с того света она пытается направить сына к вере, что бы под этим не понимали члены секты. Молодой человек чувствует себя в доме как в ловушке, сектанты пытаются манипулировать его чувствами при помощи разного рода "случайностей", но герой находит в себе силы преодолеть марево чудес оккультного толка и выйти в мир еще более убежденным атеистом, чем раньше.
Действительно, внешне все так и выглядит и объясняет присутствие в таком проекте Ванессы Рэдгрэйв, убежденной троцкистки. Но все это лишь шелуха, которую стоит сразу же отбросить прочь. Второй слой восприятия более замысловат. Главный герой, убежденный атеист не хочет и не может примириться с матерью даже после ее смерти, поскольку она является олицетворением тех темных сил, с которыми он пытается бороться с раннего детства. Для него атеизм является тем же, чем являлась вера для матери. Облатка и вино причастия заменены медикаментозными средствами, а проповеди священников голосом психотерапевта в телефонной трубке. Между старой и новой верами происходит борьба за душу персонажа, в которой пусть и с трудом новые боги одерживают верх над одряхлевшим богом старых времен. Интересно, но опять-таки довольно банально. Третий слой уже интересней. На протяжении 99% экранного времени мы не видим никого кроме главного героя. Весь остальной мир мы воспринимаем в виде разговоров по телефону, через интернет или из-за закрытой двери. Плюс ко всему мы можем слышать постоянные монологи матери в исполнении Ванессы. Есть ли мир за пределами дома и насколько реален сам главный герой, не говоря уже о доме, мы можем только догадываться. Тем более, персонаж в процессе попыток проверить на подлинность одну из религиозных практик секты постоянно обнаруживает себя в том же самом доме, но отличающемся от "реального" примерно так же как в фильме "Другие".
Мы так до конца не можем установить грань между реальностью и видениями, возможно вызванными сильнодействующими препаратами, употребляемыми главным героем. Возможно такое прочтение, оно тоже не оригинально, но весьма убедительно и интересно воплощено на экране.
Последний слой, к которому я по итогам раздумий склонился, дает нам совершенно иное толкование происходящему. На самом деле все события, происходящие в фильме лишь предсмертный отчаянный "fever dream"окончившей жизнь самоубийством старой женщины мечтавшей о том, что когда-нибудь сын простит ее и вернется в родной дом пусть даже ради похорон. Но и в даже таком, словно взятом из Амброуза Бирса предсмертном видении нет, ни грамма примирения и, ни толики утешения. Зритель не уверен, что на самом деле сын ее жив, настолько к финалу все зыбко и пропитано отчаянием.
В плюс фильму можно добавить отличную работу оператора и титанический труд декораторов. Дом, наполненный множеством мертвых бесполезных вещей, многих будет подстерегать в ночных кошмарах еще долгие годы.



horror, movies

Previous post Next post
Up