Режиссёр: Sam Raimi
В ролях: James Franco (Oz), Mila Kunis (Theodora), Rachel Weisz (Evanora), Michelle Williams (Annie - Glinda), Zach Braff (Frank - Finley), Bill Cobbs (Master Tinker), Joey King (Girl in Wheelchair - China Girl), Tony Cox (Knuck), Stephen R. Hart (Winkie General), Abigail Spencer (May), Bruce Campbell (Winkie Gate Keeper), Ted Raimi (Skeptic in Audience)
Сэм Рэйми остается золотым мальчиком Голливуда, доказавшим, что может с толком освоить любой бюджет и вернуть деньги сторицей. С 215 вложенных миллионов он снял 700 с лишним миллионов. Любой агроном мог бы гордиться таким урожаем. Если вспомнить, что все начиналось тридцать лет назад со "Зловещих мертвецов" за 375 тысяч надо признать успех режиссера в области коммерции. То, что при этом он может позволить себе не забывать о качестве продукта делает ему честь. Многие, достигнув его высот, начинают бодяжить свой продукт до уровня детской присыпки. Особенно это видно, если сравнивать данное кино с бёртоновской "Алисой".
Большой плюс - отсутствие Джона Деппа в кадре. Джеймс Франко пусть возможно и не столь талантлив как наш многоликий друг, но в рамках предложенного проекта очень хорошо вписывается в сюжет и не переигрывает ради дополнительного внимания зрителя. Его облик провинциального Дон Жуана с будто приклеенными усиками в духе Кларка Гейбла идеально подходит главному персонажу, весь фильм доказывающему универсальность формулы "человек может уехать из Канзаса, а вот Канзас из человека - никогда".
И в черно-белом Канзасе и в рвущей зрение напрочь аляповатой Волшебной стране его маленький человек верен себе и идет к успеху, не изменяя своим раз и навсегда установленным принципам: "ловчить по мелкому, жить сегодняшним днем мечтая о звездах, использовать всех кто имел неосторожность к нему приблизиться и обязательно разбогатеть". Работа фокусника, основанная целиком на обмане именно то, что нужно подобному человеку. Это работает в реальном мире, сработало и в Волшебном. Оказавшись в мире своих грез, внутри Волшебного фонаря Эдисона в условиях слабой конкуренции он получает все, о чем мечтал: власть, богатство и женщин. Как и в реальном мире их три. Перебрав поочередно всех: малороссийскую селянку Кунис, перезрелую австро-венгерскую красавицу Вайс, он останавливает свой выбор на простой блондинке с рабочим ртом. Канзас побеждает в очередной раз. Тем более что к этому призу прилагается трон и груды золота.
Рэйми идеально визуально воскрешает феерии начала века. Будь у Мильеса возможности сегодняшнего кинематографа, он снял бы примерно так же. Волшебная страна - это цирк Барнума с его карликами, бородатыми женщинами и прочими персонажами цирка уродов. Режиссер сплавляет бурлеск и сентиментальность практически без швов, он дает зрелище грубоватое как любое цирковое представление, но ведь еда и должна быть разной. Пирожное "безе" идеальный продукт, но оно не отменяет гороховый суп. Это может кому-то нравиться, кому-то нет, но к качеству самого продукта это уже отношение не имеет.
Проблему процентной нормы политкорректности режиссер решил творчески. Нужны негры в кадре - вуаля, полно афроамериканских карлов и существ похожих на персонажей "Планеты Обезьян". И волки сыты и овцы целы.
Ну, и Денни Эльфман снова на коне. Он, как и Рэйми начинал свою карьеру с восхитительного трэша (в его истории это "Запретная зона"), а теперь один из лучших композиторов Голливуда. Союз Рэйми и Эльфмана дает фильму дополнительные баллы.
Жаль только, что будет сиквел.