«Гран-Гиньоль» (фр. Grand Guignol) - парижский театр ужасов, один из родоначальников и первопроходцев жанра хоррор. Работал в квартале Пигаль (13 апреля 1897 - 5 января 1963).
В некоторых языках (прежде всего во французском и английском) его имя стало нарицательным обозначением «вульгарно-аморального пиршества для глаз».
Театр, обязанный названием персонажу французского театра кукол, был детищем журналиста и драматурга Оскара Метенье, переоборудовавшего псевдоготическую часовенку в тупике Шапталь (фр. imp. Chaptal, 20-бис), - мастерскую художника Ж.-А. Рошгросса - в театр на 300 мест.
В прошлом полицейский, истовый последователь Э. Золя и сотрудник А. Антуана, Метенье на собственной сценической площадке намеревался довести натурализм Свободного театра до эстетического предела.
С 1898 года «Гран-Гиньоль» возглавлял (до 1914) антрепренер и драматург Макс Мори - при ном стремление изобразить «ужасное» во всех его проявлениях - социальных, нравственных, психологических, эстетических и гигиенических - стало самоценным трюком, театральным аттракционом, - обозначило свою цирковую природу.
Авторы гиньольных пьес-скетчей, не скрывая комическую основу своего ремесла, азартно использовали грубую бытовую лексику, выводили на сцену представителей социальных низов, девиантов, проституток и криминальных типов, потрясали зрителя количеством проливаемой крови и гиперреалистичностью сцен безумия.
С 1901 г. гвоздём репертуара становятся пьесы Андре де Лорда (1869-1942, он охотно сотрудничал с известным психологом Альфредом Бине - знаменитая «Лекция в Сальпетриере» и т. д.).
Деятельность этого маленького монмартрского театра, распахнувшего свои двери почти одновременно с МХТом и слывшего одной из достопримечательностей французской столицы, привлекала равно обывателей и представителей художественного авангарда и оказала огромное влияние на культуру и искусство XX века.
«Гран-Гиньолю» пытались подражать некоторые театры Европы (Россия - Театр Б.Казанского, Англия, Германия, Италия) и Америки.
Гиньоль как феномен массовой культуры стремились осмыслить многие теоретики и практики русского театра, - в их числе Николай Евреинов, Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн, Сергей Третьяков, Игорь Терентьев.