Анри Жиффар (1825-1882) - французский конструктор дирижаблей и аэростатов, воздухоплаватель.
В 1851 построил дирижабль (объем 2,5 тысячи м3) с паровой машиной (мощностью 2,2 кВт), вращавшей воздушный винт. В качестве руля использовался особый парус, закрепленный в корме оболочки. 24 сентября 1852 совершил на этом дирижабле полет, поднявшись на высоту 1800 м. Второй дирижабль (объем 3,2 тысячи м3 )совместно с механиком Г. Ионом испытал в 1855. В 1868 для Лондонской всемирной выставки построил привязной аэростат объемом 11,5 тысяч м3 для подъема 30 человек, на высоту до 600 м. В 1878 Ж. построил привязной сферический аэростат объемом 25 тыс. м3 с гондолой на 40 пассажиров для подъема посетителей на Международной выставке в Париже. Аэростат поднимал в гондоле 40 пассажиров на высоту 500 м. За 2,5 месяца работы выставки было поднято 40 тысяч посетителей. Он изобрел струйный инжектор для паровых котлов, носящий его имя.
Аэростат Анри Жиффара, 1878*
Никакого инженерного образования Жиффар не имел и сначала трудился простым рабочим в железнодорожных мастерских. Он «заболел» воздухоплаванием, когда в качестве пассажира совершил несколько полетов на воздушном шаре. С того времени мысль создать управляемый аэростат уже не оставляла его. Понимая, что самая большая трудность в этом деле - двигатель, Жиффар начал с него. К середине ХIХ века паровая машина была уже довольно совершенным двигателем, поэтому Жиффар именно ее решил установить на своем дирижабле. Правда, обычная паровая машина для этого не годилась. Надо было сконструировать и построить машину специальную, особо легкую.
Целый год талантливый изобретатель, забыв об отдыхе, работал над созданием парового двигателя, пригодного для установки на воздушном корабле.
Ему удалось построить машину весом 45 килограммов при мощности в три лошадиные силы. Для того времени это являлось рекордным достижением. Машина работала на паре, получаемом в котле тоже всемерно облегченной конструкции.
Оболочка дирижабля Жиффара по форме напоминала остроконечную сигару длиной 44 метра и диаметром в самой толстой ее части - 12 метров. На оболочку была наброшена сеть. Снизу к сети прикреплялся деревянный брус, а к нему - небольшая платформочка, на которой размещались котел, паровая машина и запасы угля. Здесь же, перед котлом, находилось, окруженное легкими перильцами, место воздухоплавателя. Двигать дирижабль должен был воздушный винт, трехлопастный пропеллер, диаметром почти три с половиной метра.
Панорама стартовой площадки в Тюильри с толпами зевак
«Сигара», оболочка дирижабля объемом в 2500 кубических метров, заполнялась светильным газом, легким (легче воздуха), но горючим и взрывчатым. Поэтому изобретателю пришлось хорошенько подумать о мерах безопасности. Ведь вблизи оболочки с таким коварным газом горело пламя, и даже маленькая искорка могла вызвать взрыв и пожар!
Навес для тросов аэростата
Топку котла он тщательно экранировал со всех сторон, дымовую трубу направил не вверх, как обычно, а вниз. Вследствие этого в трубе пришлось создавать искусственную тягу с помощью струи пара.
Анри Жиффар, разумеется, хорошо понимал, что мощность созданной им машины - крайне невелика, что бороться с сильным ветром его дирижабль не сможет.
Подготовка к старту
День 23 сентября 1852 года выдался ветреным, и все же Жиффар решил лететь, так сильно было его желание поскорее опробовать воздушный корабль. Он забрался на платформочку и развел в топке котла огонь. По команде воздухоплавателя дирижаблю дали свободу.
Аэростат перед стартом. Тюильри, Париж
Через пару минут аэростат поднялся на высоту почти двух километров. Изобретатель дал полный ход машине. И хотя винт быстро вращался, перебороть встречный ветер дирижабль не мог. Удалось лишь немного отклоняться в сторону, идти под некоторым углом к желаемому курсу. Убедившись в этом, аэронавт затушил огонь в топке и благополучно опустился на Землю.
Привязной аэростат Анри Жиффара над Парижем
Анри Жиффару не удалось пролететь по кругу, как он этого хотел. Скорость его дирижабля оказалась очень небольшой, всего 11 километров в час. Лишь в полный штиль корабль смог бы стать управляемым. Бороться даже со слабым ветром ему было не под силу. Это вызвало большое разочарование у современников изобретателя. Да и сам он, понятно, был недоволен результатом первого опыта.
Конечно, Жиффар на этом не остановился. Он решил построить более совершенный воздушный корабль. Его второй управляемый аэростат был значительно крупнее первого: в полтора раза длиннее и объемом в 3200 кубических метров.
Вид на Сену с высоты птичьего полета во время одного из полетов аэростата
Испытание нового дирижабля едва не стоило жизни его создателю. На этот раз Жиффар поднялся в воздух не один, а вместе со своим помощником. На высоте часть газа вышла из оболочки (что было нормально), но, уменьшившись в объеме, огромный баллон начал вдруг вылезать из покрывавшей его сетки. Жиффар, видя это, поспешил опустить дирижабль и сделал это вовремя. Едва платформа с воздухоплавателями коснулась земли, как «сигара» выскользнула из сети, взвилась в небо и исчезла в облаках.
Панорама Парижа с борта аэростата
Несмотря на столь неудачный опыт, упорный изобретатель решил построить воздушный корабль еще больших размеров, почти в сто раз крупнее своего первого аэростата! Это позволило бы установить на нем мощную паровую машину.
Но случилась трагедия: Анри Жиффар заболел и ослеп. Жизнь без творческой работы для него потеряла всякий смысл. В середине апреля 1882 года он был найден в его квартире мертвым. Талантливый изобретатель покончил жизнь самоубийством.
Однако труды Жиффара не были напрасными. Другие изобретатели учли его опыт. Когда появился (в начале прошлого века) надежный и достаточно легкий бензиновый мотор, дирижабли начали летать уверенно, стали, действительно, управляемыми воздушными кораблями.
Публика в кафе возле стартовой площадки в саду Тюильри
--------------------------------------------------------------------------------------------------
* Все фотографии были сделаны во время работы Парижской выставки.