Сколько себя помню, всю жизнь любил кино. Прекрасно помню первый поход с отцом в кино. Начало 70-х, я еще дошкольник. Отец меня ведет на фильм, о котором уже вовсю говорят пацаны во дворе. Кино называется "Фантомас" и показывают его в помещении цирка. Почему было для первого показа выбрано именно это заведение, не могу сказать точно, возможно по идеологическим соображениям: представилась возможность объединить два важнейших по Ленину искусства при помощи зарубежного балаганного фильма. Но, скорее всего истина лежит в более меркантильной области - вместимость цирка была на тот момент больше вместимости любого из кинотеатров, а прокатчики на примере столичных краев предполагали большой коммерческий успех и в нашем сибирском городке.
Если так, то они не просчитались: очередь за билетами начиналась за квартал до цирка. Мы влились в толпу и стали медленно продвигаться к билетной кассе. Лето, жара, плотная толпа потных людей. Как в более поздних очередях за водкой: отошел на минутку, потерял все. Вскоре мне надоело стоять на одном месте, и я пустился в свободное плавание вдоль всей очереди. Неожиданно тогда еще зорким взглядом увидел лежащую на тротуаре маленькую десятикопеечную монетку. Бросаюсь коршуном на такое богатство и вижу неподалеку еще одну, уже двухкопеечную монетку. Затем себя показал пятачок и я понял, что сегодня мой день. Пока мы добрались до кассы, у меня в кармане звенело мелочи на рубль - настоящее богатство для тогдашнего пацана. Поэтому просмотр картины немного добавил к моему хорошему настроению. Полотно экрана было натянуто там, где в более традиционных случаях находился цирковой оркестр. Фильм показался мне смешным и страшным одновременно и уж точно был тем, о чем можно было долго рассказывать, тем несчастных кто еще не уговорил родителей сводить их в кино.
Затем последовали вторая и третья части, демонстрируемые уже в традиционных кинотеатрах, и родилось ожидание появления четвертой, о которой взахлеб рассказывали счастливцы, чьи родственники из других городов смогли ознакомиться с этой заключительной частью столь поразившей нас эпопеи. У всех на слуху было ее название - "Фантомас снимает маску" и все могли вкратце пересказать сюжет, хотя во время пересказов могли наблюдаться определенные нестыковки. Затем прошел слух, что показ четвертой части запретили из-за того, что подростки стали подражать подвигам экранного героя, и я целую неделю страдал, подозревая себя в том, что такое ожидаемое кино было запрещено - незадолго до этого я написал и прицепил кнопками к дверям квартир в соседнем подъезде бумажки с надписями традиционного содержания: "Мне нужен труп, я выбрал вас. До скорой встречи, Фантомас". Уже много позже спустя годы я узнал, что четвертая часть "Фантомаса" - городская легенда и сбросил с себя гнет детских переживаний.
"Фантомас" стал началом интереса к кинематографу, а поездка в 1973 году в Дом Отдыха г. Братска превратилась в начало пути по дорожке хоррора. В доме отдыха имелся в наличие кинозал, где каждый вечер крутили разнообразные фильмы. Я смотрел все подряд, иногда с родителями, иногда сам по себе. Однажды опоздав к началу сеанса, я проник на показ в момент, когда действие выходило на финишную прямую. Это была "Тень" и вскоре персонажу Олега Даля должны были отрубить голову. Он произносил магические слова, и Тень на троне стала совершать непроизвольные движения, вогнавшие меня в высшую степень ужаса. Помню, как убегал с сеанса, не дождавшись победы сил добра. Едва оправившись от подобного потрясения, я пошел на следующий просмотр и был удивлен, что меня не пустили в зал. Оказалось, фильм был из категории "до 16", что только вызвало естественное желание попасть в зал, во что бы то не стало. Фильм уже начался, а у входа все еще стояла грозная женщина отсеивающаяся чистых от нечистых. Тут я припомнил, что была еще одна дверь с другой стороны, бросился туда, и вот чудо - она оказалась незапертой и неохраняемой. Я юркнул в ближайшее кресло и начал приобщаться к запретному миру взрослых. Результатом стало более чем недельное засыпание исключительно при свете и ночные кошмары - фильм назывался "Вий" и я как завороженный просидел весь сеанс, разрываясь между желанием сбежать и жгучим интересом к тому, чем весь этот нечеловеческий ужас завершится. Так началось мое падение в глубины жанра.
1977. В Иркутск завезли "Золотое путешествие Синбада". Первый просмотр вместе с родителями. Британский режиссер известный своими хоррорами снял идеальную детскую сказку по мотивам "1000 и 1 ночи". Страшное и чудесное очень аккуратно смешанным и коктейль вышел на редкость удачным. Десять просмотров за пару месяцев. Даже сейчас я помню каждую сцену фильма.
Чуть позже до нас дошло "Седьмое путешествие Синбада". По иронии судьбы снятое почти за двадцать лет до "Золотого путешествия" оно появилось у нас вторым номером. История о приключениях на острове циклопов оказалось, как ни странно более популярной в народе и чтобы купить билеты в кинотеатр "Художественный" я стоял в очереди часа два. Но дело того стоило.
1979. К нам приехал первый настоящий хоррор японского производства. "Легенда о Динозавре". Это нельзя было пропустить, и я не пошел в школу. Кинотеатр "Гигант", самый первый сеанс, самый первый ряд. Несмотря на ранний час зал полон. Все смотрят, затаив дыхание. В момент, когда из воды впервые появляется голова динозавра с небрежно раскинувшимся между его зубов трупом японца, в зале случилась истерика. Какая-то толстуха в третьем ряду, истерично заорав, дернулась в кресле так, что волна накрыла все ближайшие ряды. На это кино я ходил как на занятия - 20 просмотров за пару месяцев.
В том же году. Отчаянные попытки проникнуть на новую итальянскую комедию "Сеньор Робинзон". Ребята постарше уже сходили и поведали во дворе, что там показывают ВСЕ! Наш класс рвется на просмотр вместо занятий. Каждый выбирает свой способ. Я черным фломастером рисую себе черные усики и пытаюсь пройти на просмотр, по комсомольскому билету рассказывая билетершу грустную историю об утере паспорта. Все напрасно. Бдительная старушка отшивает весь класс. Наконец мы находим возле билетной кассы малознакомого старшеклассника и заключаем с ним договор: мы покупаем ему билет, а он после показа журнала отодвинет задвижку с боковой двери в зале.
Вся толпа собралась под дверью на крыльце. Слышно как на экране показывают "Новости дня". Затем зажегся и снова погас свет. Неожиданно щелкнула задвижка. Мы с диким топотом ворвались в зал и стали рассредоточиваться по рядам. Внезапно зажегся свет и три контролера стали обходить зрительный зал. Я пытался спрятаться под креслами, но был извлечен и изгнан. Посмотреть "Робинзона" я смог только года через четыре, когда это уже не имело особого смысла.
Между этими событиями было еще множество историй и кинопросмотров, но о них как-нибудь в другой раз.
А как у вас было с первыми кинопоходами?