Режиссёр: Giorgio Ferroni
В ролях: Gianni Garko, Agostina Belli, Roberto Maldera, Cinzia De Carolis, Teresa Gimpera, Bill Vanders, Umberto Raho, Luis Suбrez, Sabrina Tamborra, Rosita Torosh, Stefano Oppedisano, Maria Monti, John Bartha, Tom Felleghy
У итальянцев и русских в культурном отношении есть много общего: истеричная сентиментальность и потаенный интерес ко всякой чертовщине. Поэтому не удивительно, что итальянский кинематограф часто обращался за сюжетами для фильмов к классике русской литературы. Гоголь со своим "Вием" пользовался у постановщиков популярностью, но Алексею Константиновичу Толстому повезло больше других - его повесть "Семья вурдалака" была удостоена экранизации целых три раза за десять лет. Про первую экранизацию сделанную Марио Бава знают все, про телепостановку 1975 не знает никто, а я вам расскажу о фильме 1972 года известного в основном любителям жанра, несмотря на его, вполне очевидные достоинства. Режиссером картины стал Феррони режиссер итальянской киноклассики хоррора "Мельницы каменных женщин" и ряда других менее удачных лент. В ролях почти все знакомые актеры. Джанни Гарко переиграл у многих известных режиссеров от Бондарчука и Буассе до Фульчи, а Агостина Белли известна российскому зрителю в первую очередь по "Запаху женщины". Вот вам ее обнаженка для заманухи.
Режиссер перенес действие фильма в наше время на территорию Югославии. В прологе мы видим как какой-то человек весь в крови и царапинах выбегает из леса и падает без чувств на берегу речки. Затем мы оказываемся в одной из местных больниц, где психиатры пытаются вернуть память уже виденному нами в прологе человеку. Понятно, что его обнаружили и спасли, а теперь лечат от амнезии. Они догадались, что это какой-то иностранец, но никаких иных зацепок у них нет. Главная особенность поведения найденыша - панический страх темноты. Полиция тоже бессильна помощь в идентификации незнакомца и обращается к газетчикам за помощью. Внезапно по газетному объявлению в больнице появляется женщина по имени Зденка назвавшаяся подругой этого незнакомца. Она сказала, что он иностранец, торговец древесиной и его зовут Николай. Она опознала его по фотографии, но при личной встрече Николай впадает в панику и ей приходится уйти. Дальше мы видим предысторию появления Николая в больнице при помощи глобального флэшбэка.
Николай едет по своим торговым делам по какой-то глухомани, сворачивает не туда и попадает в аварию. Этот несчастный случай как бы перебрасывает его из века ХХ в век XVIII. Он встречает странную семью живущую в заброшенной деревушке. Примитивному быту соответствуют примитивные верования. Они считают, что прокляты местной ведьмой и плотно затворяют все двери и окна на ночь. Николай как просвещенный европеец возмущен дремучестью принявших его людей и пытается привить им современные представления о законе и морали. Его появление служит катализатором дальнейшей трагедии, общий смысл которой известен нам по повести Толстого. Посетительница Николая в больнице оказывается девушкой из этой семьи и их связывают внезапно вспыхнувшие чувства.
Фильм имел все возможности стать одним из шедевров жанра наравне с предыдущей экранизацией Марио Бавы, если бы режиссер не решил добавить ленте собственный мелодраматический финал, бьющий на слезы у чувствительного зрителя, но лишающий смысла все увиденное нами до этого. Тем не менее, фильм обязателен к просмотру, как для любителей жанра, так и просто для ценителей хорошего кино. Спецэффекты делал сам Карло Рамбальди, а оператором работал человек успевший поработать еще с Николасом Рэем.