Режиссёр: David Cronenberg
В ролях: Keira Knightley, Viggo Mortensen, Michael Fassbender, Vincent Cassel, Sarah Gadon, Andrе Hennicke
Впервые, перед тем как писать про фильм я провел некий тест среди френдов, чтобы ознакомиться с мнениями в одном месте, а не рыскать по всему Интернету. Ваши ответы мне пригодились, всем огромная благодарность.
Для начала отмечу, что на самом деле фильм не о Юнге или Фрейде хоть они здесь и присутствуют на главных ролях. Считать фильм биографическим такое же безумие как воспринимать в данном качестве "Любителей музыки" или "Валентино" Кена Расселла. Фильм не о психоанализе пусть он и незримо разлит по всему пространству ленты. Фильм совершенно о другом и психоанализ лишь удобный объект для приложения авторских идей.
Одна из них лежит на поверхности и озвучена уже самим названием фильма "Опасный метод". В рамках этого решения лента находится в самом русле творчества режиссера и сходна по смыслу с его же "Видеодромом". В мир внесена идея (не важно насколько она ложная или истинная) меняющая раз и навсегда сложившуюся реальность. После проникновения этой инфекции в широкие массы мир изменился и не важно в лучшую или в худшую сторону. На долгие годы наступила диктатура психоаналитиков внедряющих в мозги своих пациентов сомнительные истины. И если первые разработчики метода были сдержанными идеалистами, чьи исследования питались их собственными комплексами, то последователи и вульгаризаторы их идей были озабочены лишь получением выгоды в той или иной форме. И персонаж Венсана Касселя призван продемонстрировать данный факт. Разработанный метод может принести благо или действовать во вред в зависимости от того, кто и с какой целью его использует. Но традиционные хорроры правы и подобные революционные идеи несут в итоге лишь бедствия. Первопроходцы скрестили секс и смерть, Танатос и Эрос так же как Кроненберг закольцевал их все в том же "Видеодроме". Круг замкнулся.
Понятно, что помимо этого пласта смыслов в фильме присутствует еще и много другого, что не отрицает ироничного отношения режиссера ко всему, что происходит по сюжету. Иначе на месте Кирки была бы другая актриса. Но помимо всего очевидного, это, наверное, первое полноформатное кино, в котором Кроненберг задействует свое еврейское происхождение. На этот раз для попытки понять природу многовековых еврейско-немецких взаимоотношений. Будучи из религиозной еврейской семьи, Кроненберг всю жизнь оставался светским евреем, атеистом и до определенного периода не касался национальной тематики в своем творчестве. Судя по всему, все изменилось после выхода его короткометражки "Самоубийство последнего в мире еврея в последнем в мире кино". В "Последнем методе" никогда не скрываемое, но и никогда не афишируемое еврейское происхождение режиссера сыграло свою очевидную роль пусть в фильме все и выступает в облегченном ироническом ключе. Еврейские идеалисты и невротики вновь удобряют почву, оплодотворить которую может только крепкий немецкий плуг. Еврей и немец связан на веки вечные так, что их взаимоотношения может оценить только опытный психоаналитик. Как видно из фильма, еврейской природе изначально присуща большая доля мазохических наклонностей и лишь немецкая плеть способна направить ее потенциал в творческое русло. Но и немец в свою очередь находится в плену этой извращенной творческой природы, поскольку его собственная природа по преимуществу практического характера и не способна на подлинно мистические прорывы. Все это вполне себе явно показано в данном фильме.
Выбор Фассбендера на роль мне кажется идеальным. Он просто образец простого немца, не белокурой бестии из эротических мечтаний прыщавых подростков, а того рода немцев, которому немецкие романтики присвоили прозвище "филистер". Его Юнг идеально подходит под выработанное ими определение. Мортинсен скорее забавен в роли Фрейда, чем удачен, но поскольку здесь он все-таки на вторых ролях это не очень раздражает. Лучше всех Венсан Кассель, но это не удивительно, ведь он прекрасный актер, а его роль пусть мала, но явно выигрышная и для любого хорошего актера оказывается бенефисной.
Больше всего жалко Кирку. Я к ней несмотря ни на что хорошо отношусь, и мне понравилась ее решимость попасть в кроненбергский каст, во что бы то не стало. Она хорошо понимает, что какие-нибудь "Пираты" принесут ей безбедное существование на долгие годы, но остаться в вечности она может лишь у режиссеров уровня Кроненберга. И видит Бог, она отчаянно старалась и работала над ролью из всех своих малых сил. И пусть ее гримасы в начале фильма весьма старательны хоть и неубедительны, во всех остальных частях картины ее неуклюжая игра удачно ложится на тот невротичный образ героини, что от нее требовался создать. Возможно, режиссер это и имел в виду, когда брал ее в фильм, а не только ради привлечения той зрительской массы, которая в ином случае фильм бы проигнорировала. Но все равно все будут ее традиционно ругать и об отпущении грехов дело не дойдет. Ну, и сцена порки Кирки наверняка порадовала всех - неужели никто из вас после просмотра очередного фильма с ее участием не мечтал сотворить с ней что-нибудь подобно? Кроненберг как опытный психоаналитик позволил нам реализовать свои потаенные желания всего лишь за десять долларов. Психоаналитик с лицензией с вас взял бы в сто раз больше.