Treasure Island \ Остров сокровищ (Великобритания, 2012)

Jan 12, 2012 14:34

Режиссёр: Steve Barron
В ролях: Eddie Izzard, Toby Regbo, Rupert Penry-Jones, Daniel Mays, Philip Glenister, Donald Sutherland, Elijah Wood, Shirley Henderson, Nina Sosanya, Geoff Bell

С детства люблю этот роман. Больше "Черной стрелы". Была в те времена у меня книжка из "золотой рамки". Книги этой серии хорошо иллюстрировались и персонажи нарисованные художником для этого издания остались в памяти на всю жизнь, как и фразы из романа используемые мною по сей день. "Дело сделано, - сказал слепой" (по окончании какой-либо тяжелой и продолжительной работы), "Полагаю, ты не надеялся найти здесь епископа?" (начало разговора на тему, что это за вещество спрятано у меня в коробочке) и т.д. Дети что характерно любовь к роману переняли с тех самых пор, как я прочитал им его на ночь. Я видел, наверное, с десяток экранизаций. Среди них попадались неудачные, скучные, глупые, проходные, а так же очень хорошие. Но подобной экранизации я еще не видел. В случае с "Островом" я не против режиссеров пытающихся дать свою версию происходящих в романе событий, если у них это получается интересно и не затрагивает самого текста, знакомого мне практически назубок. Дальше пойдут сплошные спойлеры, поэтому те, кто хочет вступить в просмотр ленты невинным зрителем, пусть лучше не заглядывают под кат.
В прологе мы оказываемся на корабле Флинта, перед тем как сокровища должны быть упрятаны в надежное место. В принципе пусть и неожиданный, но вполне нормальный ход. Мы видим как Флинт (его играет Дональд Сазерленд и это самая чудесная часть фильма) решает сэкономить на экипаже и поэтому начинает отделение черных овечек от белых. Сильвер, Пью и прочие, оказываются в числе тех, кого Флинт лишил доли в сокровищах и поэтому должны отправиться за борт. Правда в порыве щедрости Флинт позволяет им добираться до населенных мест не вплавь, а на маленькой утлой лодчонке. Изгнанники выражают неодобрение принятым решением, и капитан дает в их сторону залп из небольшой пушки. В итоге им все-таки приходится плыть на шлюпке, при этом Сильвер теряет ногу, а Пью зрение. Ладно, принято. Понятно, сценарист считает, что наличие лишь самой карты сокровищ не дает для пиратов достаточной мотивации к дальнейшим действиям и нужно добавить к алчности чувство мести. Пусть. У Стивенсона Сильвер говорит "Я потерял ногу в том же деле, в котором старый Пью потерял свои иллюминаторы". Это вполне можно подверстать к заявленному прологу. Но тогда выходит, что Сильвер и остальные изначально не бывали возле Острова Сокровищ, что идет в разрез с книгой плюс ко всему как можно понять, Флинт в обратную дорогу идет лишь с Билли Бонсом, поскольку половину экипажа он прогнал, а половину перебил, после того как зарыл свой клад. Вдвоем вести корабль нельзя даже в сказках и это подтверждается ходом самого фильма в сценах, когда Джим похищает "Испаньолу". Явный косяк.
Надо сразу отметить, что экипаж подобран весьма политкорректно, что у Флинта, что на "Испаньоле" большинство экипажа составляют негры (Джордж Мерри черный и что уж совсем удивительно Билли Бонс тоже из черной братвы). Плюс имеется пират нетрадиционной сексуальной ориентации и китаеза. Мне кажется, авторы переборщили, ведь вполне можно было сэкономить, сделав одноногого инвалида Сильвера негром-гомосексуалистом, что вполне бы тянуло на священную троицу политкорректности.
Афроамериканец Билли Бонс появляется в "Адмирале Бенбоу" и поселяется в нем согласно каноническому тексту. Правда здесь, как и в большинстве экранизаций, отец Джима Хокинса к моменту начала фильма уже покоится в земле, но это мелочь на которую не стоит обращать внимания. Как и опять-таки в большинстве экранизаций нам дается намек на связь матери Джима и доктора Ливси. Тоже не суть важно. Важно другое, здешний Ливси резко отличается от традиционного. Во-первых, он откровенно беден. Это противоречит как книге, так и всем экранизациям. Стивенсон его описывает как изящного, хорошо одетого щеголя, не просто местного лекаря, а джентльмена к тому же еще и судью округа. В романе он единственный кто может поставить Билли Бонса на место. В фильме Ливси женоподобный тюфяк, нищеброд и трус - им помыкают все от Бонса до сквайра Трелони. Но опять-таки, если режиссер видит его именно таким, особой беды не вижу. Сквайр Трелони в фильме тоже претерпел изменения. Здесь он жадный и жестокий лендлорд, об этом мы узнаем вместе с Джимом на "Испаньоле", но догадаться можно и раньше. Это вполне интересное режиссерское решение, мне понравилось, но, сделав шаг в данном направлении, режиссер вынужден все дальше и дальше удалятся от накатанной сюжетной линии. Логика событий вызванных подобным решением неумолимо детерминирует выбор ходов.
Пропустив ряд маловажных отклонений от текста, мы оказываемся в Бристоле, где уже вплотную приступаем к знакомству с Долговязым Сильвером (Эдди Иззард). В фильме он лыс как колено и даже, как и у Стивенсона имеет жену-негритянку, правда не толстуху в годах, а молодую симпатичную мулатку, но это же кино и в подобной замене никакого греха нет. Тем более что и попугай при нем. Дальше все близко по тексту и вполне приличный капитан Смоллетт. Правда, крепко пьющий штурман Эрроу из романа в фильме тоже негр, но, узнав о его дальнейшей экранной судьбе в таком выборе можно заподозрить тайную издевку. Тем не менее, корабль отплывает, и тут мы узнаем две неожиданные вещи, к которым нас приводит решение об изменениях в характере сквайра Трелони.
На собрании акционеров Трелони называет Ливси нищим попрошайкой и трусом, не имеющим права на часть добычи. Тут же попутно выясняется, что покойный отец Джима задолжал сквайру деньги и юный Хокинс должен надеяться лишь на жалование юнги. Параллельно с этим мы видим, как мать Джима выселяют из "Адмирала Бенбоу", а дом и все имущество отходит Трелони. Эта побочная линия переплетается с другой, в которой жена Сильвера по его наущению отправляется в "Адмирал Бенбоу" и входит в доверие к матери Джима. Как я уже сказал трактир, конфисковывают, мать остается без средств к существованию и в это время жену Сильвера грабит Черный Пес, лишенный возможности отплыть на "Испаньоле" к сокровищам Флинта. Женщины отправляются в Бристоль, где занимаются проституцией в ожидании возвращения корабля.
Принятое решение изменить Трелони все дальше уводит сюжет от оригинального замысла писателя. Джим оказавшийся у разбитого корыта решает перейти на сторону пиратов и крадет у сквайра карту для Флинта. Понятно, что, услышав во время нахождения в бочке с яблоками о назревавшем бунте, он не торопится сообщить об этом начальству и пираты застают командный состав врасплох. Они бегут с корабля и прячутся за частоколом, ожидая штурма. Сквайр вне себя от пропажи карты. Джим окончательно решает порвать с пиратами и возвращается к Трелони, который сажает его на цепь по обвинению в пособничестве пиратам. Когда Джим пробирался к своим бывшим соратникам, то по пути встретил Бен Ганна, безумного проповедника и бывшего матроса Флинта. Его играет Илайджа "Фродо" Вуд в манере гламурного Джонни Деппа периода "Пиратов Карибского моря". Пока Джим как требует и сюжет романа пробирался на "Испаньолу", Ливси встречается с Беном Ганном. Тот в обмен на сыр и Библию уступает Трелони все права на сокровище. В итоге Бен Ганн решает остаться на острове, ибо только здесь он чувствует себя живым человеком. "Испаньола" под тяжестью драгоценного груза не может сдвинуться мели и Джим, решивший, что кровавое золото не должно достаться алчному Трелони бросает с таким трудом добытое богатство за борт. Трелони прыгает с корабля влекомый жадностью и гибнет в пучине. За отсутствием Бена Ганна именно Джиму приходится отпускать Сильвера на волю. Корабль входит в гавань Бристоля и по экрану идут финальные титры.
Редкая экранизация "Острова Сокровищ" в которой зритель не может догадаться, чем все закончится. Об этой ленте можно было бы написать вдвое больше, но любое количество слов не заменит просмотра. Рекомендую это кино тому, кто решил, что современный кинематограф его уже ничем удивить не может.



сериалы, movies

Previous post Next post
Up