Режиссёр: Lew Landers
В ролях: Erich von Stroheim, Jeanne Bates, William Wright, Denise Vernac, Edward Van Sloan, Hope Landin, Mauritz Hugo, Shimen Ruskin, Antonio Filauri, George Chandler
Лью Ландерс считается одним из самых плодовитых режиссеров "бэшек" золотого века Голливуда. Он стартовал очень удачно, его "Ворон" 1935 года с Карлоффым и Лугоши вышел мрачным шедевром кинохоррора 30-х годов. Получив пропуск в профессию, он начал выстреливать ленты как из пулемета: по шесть - десять наименований в год. Ландерс работал со всеми жанрами и со всеми студиями, что и позволило ему за свою карьеру отснять 170 фильмов (это конечно вместе с его многолетней работой на ТВ).
"Маска Дижона" пришлась как раз на самую середину его кинокарьеры. Он снял картину для PRC, продюсерской корпорации осчастливившей зрителя в сороковые годы выпуском нескольких сотен "бэшек". Фильмы были дешевы в производстве и первые годы упор делался на вестерны. Они заполучили Тима МакКоя, бывшую звезду вестернов и штамповали фильмы с его участием, пока война не заставила свернуть этот проект. Затем они переключились на криминальное кино, легкие комедии, триллеры и то, что на Западе принято называть "Mystery". В съемках обычно принимали участие актеры второго эшелона, но в 1946 им улыбнулась удача. Эрих фон Штрогейм, судя по всему, нуждался в деньгах и согласился на участие в проекте. 90% успеха ленты - его личная заслуга.
Его персонаж Дижон известный в прошлом иллюзионист, давно променявший карьеру на долгие медитации над томами, описывающими методы и способы гипноза. Он пытается поставить гипноз на службу своему эго, постоянно разъедаемому безденежьем и осознанием постепенной утраты профессионального мастерства. Жена хочет заставить его вернуться на сцену, но первая же попытка Дижона выступить в своем старом качестве заканчивается полным провалом. Он еще больше замыкается в себе, растет подозрительность в отношении окружающих, ему мерещатся заговоры и даже его жена теперь в его глазах выглядит злобной дьяволицей. Когда, не выдержав паранойи, супруга уходит от него, Дижон решает применить полученные им навыки гипнотизера для уничтожения своих мнимых врагов.
Вряд ли фильм остался бы в памяти зрителя, если на месте Штрогейма оказался другой актер. Сам по себе сюжет кажется высосанным из пальца, а финал у молодого зрителя наверняка вызовет нездоровую реакцию, но актер спасает все своей игрой. Маска Дижона на самом деле это маска Штрогейма, который и в роли дворецкого выглядит аристократичней любой настоящей особы царских кровей (впрочем, известно, что прислуга всегда изображает хозяев убедительней, чем сами объекты подражаний). В фильме Дижон ведет себя как король в изгнании, его презрительный взгляд заставляет столбенеть не только персонажей фильма, но и попавших под прицел зрителей, он цедит слова, как будто раздает милостыню и заставляет выглядеть акты мести проявлением монаршего правосудия. Поэтому советую посмотреть это кино, невзирая на всю "бэшность" сюжета. Эрих фон Штрогейм этого заслуживает.