Я вчера была на "Семейном Счастье" Фоменко.
Предыдущий российский театральный гастрольный спектакль я посетила двенадцать лет назад. Знаменитые, культовые актеры, знаменитый театр, пьеса классическая, всем известная, постановка получила престижную награду. Но я заснула во втором акте. A вообще было противно, показушно, и с "работой на публику". Этой "работой" характеризуются часто гастроли в провинции...
Особенно в Кишиневе это было заметно, поскольку всех ,без исключения ( кроме, может, Рихтера?) везли в знаменитые
Криковские подвалы, накачивали их там столетними винами и коньяками. После чего они теряли на сцене инструменты, роняли микрофоны, путались в мантиях, рухали на пол и забывали слова. Одна знаменитая композиторша, автор детских песенок, упала под рояль, когда сцена Дворца местных съездов медленно начала вращаться.
К концу гастрольного периода все без исключения приобретали некоторую красноту лица, взлохмаченность прически. Актеры вставляли в текст идиомы и синонимы местного значения , и публика-дура была этому очень рада.
Нечто подобное я наблюдаю у гастролеров в Израиле...Срубить, позагорать, поплескатьться в волнах, покривляться на сцене. Ради Бога, но "я этот цветочек уже нюхал"...
К Фоменко у меня особое отношение.
Я познакомилась с его творсчеством через студентов его курса, а лучше всего через
Алексея Бураго.
В его постановке я видела гоголевских "Игроков", "Пиковую даму" и современную "Перламутровую Зианиду".
Какое это было наслаждение!
Поскольку я наблюдала за ребятами-актерами в жизни, я видела, как он использует их индивиуальность.
Было ощущение, что Графиня потому так говорит, вздыхает и кашляет - потому это Даша такая...Лиза холодна и изящна, потому что Алла такая...Герман думает так много, и сомневается, и ест себя - потому что Леша...
А в "Игроках" роль Ихаревa играл иностранный студент. Aкцент отделял его от прочих - от всех остальных. А вcе остальныe - мошенники, шулера, сговорившиеся его обмануть! И так остро, буквально раздражающей занозой он торчал: столичная штучка, франт, которого необходимо проучить!
И вот, через много лет - "Семейное счастье" , по Льву Толстому.
Не буду вдаваться в анализ происведения, поскольку и так разошлась..
У Толстого тема никчемности светской женщины, и как следствие - ее пребывания в несчастном состоянии - одна из любимых. Спорить с писателем трудно, поскольку он очень честен. Но раздражает часто при чтении этот беспристрастный подход.
Если сравнить "Семейное счастье" с чеховским "Три года" - похожий сюжет, только рассказанный от лица мужа - то Толстой покажется "китайским болванчиком", с точки зрения несгибаемости.
В постановке исчезает назидательность, моралите...
Вообще, исчезают "точки над i".
Есть два действия, есть две душевные жизни женщины. Первая - лирическая комедия, вторая - кабаре в самодеятельной постановке.
Есть личность, не развитая душевно, необразованная, живущая инстинктами. "Девочка-фиалка". Свежесть уходит вместе с чистотой. A на ее место приходит разврат, очень жалкий.
Поскольку у личности нет ни воображания, ни размаха, ни талантов.
После этого Толстой говорит, что начинается "новая жизнь":
"С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим,
невозвратимым воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих
детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни,
которую я еще не прожила в настоящую минуту... " У Фоменко это новое счастье - рутина, вечное чаепитие, лямка, которую я в современности называю : "покупать холодильники".
От такого счастья стреляется Иванов, и плачет Соня, и Tри Cестры кутаются в шали...
Первый акт искрится белым, и героиня (виртуозная Ксения Кутепова, которую я в театре не видала) изливает свою молодость в балетных пробежках, порхая под аккомпанемент "Грез" Листа. Бабочка.
Фоменко выстраивает сценический образ не по литературному тексту, а как "перпендикуляр". От этого двойной смысл приобретают, казалось бы, совершенно гладкие утверждения.
Публика была счастлива услышать фальшиво мяукающаю Машу:
"...я смотрела из саду на работы, и так мне вдруг совестно стало, что они, трудятся, а мне так хорошо..."
Сергей Михайлович ( Алексей Колубков) - с самого начала играет роль "поддержки", скромно, ведомый партнершей.
Душа героини все время обращается к фортепиано. Их два, симметрично расположенные. На одном она играет, двумя пальцами пьеску,единственное свое достижение. Второе - ее душа. Тут не требуется умение играть. Душа поет, Маша парит. И так должно быть.
Click to view
Второй акт - банальная история девочки, вступившей в светскую жизнь.
Она рассказана по-фоменковски блестяще. Гротескно, с привлечением мужской силы.
Click to view
Вот таким был самый яркий сюжет замужества нашей певицы.
Муж во втором акте, после недолгой борьбы становится деталью декораций: озабоченный бородач пишет на конторке при свете свечи...
**********************
Что такое семья? Я все больше склоняюсь к тому, что - социально-экономическая ячейка общества...
Название моего поста - те слова, что повторяет Маша остинато, в течение всей пьесы.
"Все-все-все.... Тише-тише-тише". Так она научилась усмирять сильно бьющееся сердце, недовольство и смятение.
Так они и будут жить, "покупая холодильники". Как живем мы.
"А из саду всё сильней и слаще поднималась пахучая свежесть ночи, всё
торжественнее становились звуки и тишина, и на небе чаще зажигались звезды.
Я посмотрела на него, и мне вдруг стало легко на душе; как будто отняли у
меня тот больной нравственный нерв, который заставлял страдать меня. Я
вдруг ясно и спокойно поняла, что чувство того времени невозвратимо прошло,
как и самое время, и что возвратить его теперь не только невозможно, но
тяжело и стеснительно бы было. Да и полно, так ли хорошо было это время,
которое казалось мне таким счастливым? И так давно, давно уже всё это
было!.. "
Некоторые разочарованы такой концовкой. Нет драмы, нет конфликта, нет развязки.
Дa, Развязки нет... Оборотитесь на себя.