Ленин и музыка.

Apr 01, 2018 08:00

Биография В. И. Ленина изучалась и продолжает изучаться  в течение многих десятков лет .  Наше поколение помнит ее с детских рассказов Бонч-Бруевича и Алексеева и повестей ( вроде М. Прилежаевой и М. Шагинян)  до фильмов, спектаклей, поэм и т.д.
С приходом перестройки и концом СССР появилась новая литература о вожде революции: разоблачающая и высмеивающая.
Страшные цитаты из ленинских дневников соседствовали с пародиями и стеб-рассказами. Венцом, по-моему, стал сюжет в передаче "Пятое колесо" на тему "Ленин-гриб" авторства покойного С. Курехина.
Но как удивился бы Курехин, если бы дожил до наших дней и прочел дайджест исследования доктора Урадзимиру Рэнин из университета Айкоку Гакуэн.

Доктор Урадзимиру Рэнин родился в семье японских коммунистов, горячо приветствующих Октябрьскую революцию и не предавших ее идей даже после репрессий 1923-го года.
Мальчик, родившийся накануне начала Второй мировой войны и переживший последствия бомбардировки Перл-Харбор ( его родной городок Кумано находился совсем недалеко от Хиросимы) , с уважением относился к мировоззрению родителей.
Урадзимиру так и не стал членом партии - в 1950-м году американцы запретили ее деятельность, и даже называть себя коммунистом стало опасно. Но активно изучая литературу в родительском доме, он прочел многие работы классиков марксизма-ленинизма и, конечно, биографию Ленина знал, пожалуй, не хуже советского студента-отличника.
Урадзимиру Рэнин занимался также и музыкой, показывая яркие способности в игре на сямисэне.
Обладая пытливым умом будущего исследователя, он решил продолжить изучение щипковых инструментов на Западе. В 1966-м году его принимают на факультет старинной музыки в Высшую школу музыки во Фрайбурге.

Его наставник по специальности, профессор Генрих Вихуэла да Мано, много времени посвящал истории щипковых инструментов, не ограничиваясь Западной Европой. Видя интерес молодого японца к этому предмету, он снабжал прилежного ученика редкой литературой, далеко не всегда имеющейся в архивах. Иногда это были атласы музыкальных инструментов, иногда ноты и звукозаписи.
Рэнин, учившийся на "отлично" и вошедший в список декана после первого же семестра, получал стипендию, и потому все свободное время посвящал изучению материалов профессора де Вихуэла. Каково же было удивление студента, когда в очередной стопке разрозненных нот он нашел пьесу для мандолины под названием  "The Cuckoo Praises the Rooster"
Автором пьесы значился V.I. Lenine. Год издания - 1916.

Когда первый прилив эмоций схлынул, Урадзимиру стал тщательно проверять данные. Он обратился в швейцарское издательство, выпустившее пьесу, в архивы типографии. Несмотря на прошедшие годы и войну, содержимое архивов остались в целости. Благо Рэнин находился недалеко от Цюриха, он договорился о встрече с работниками издательства. Те, поняв, что находятся на пороге открытия, пригласили эксперта из института факсимиле и почерковедения. Сомнений не было: пьеса принадлежала перу Ленина!
С тех пор Рэнин, закончивший также и магистрат по истории с дипломной работой, посвященной  цюрихскому периоду жизни Ленина, начал свою исследовательскую эпопею в архиве той самой типографии.
Ему было понятно, что пьеса не может быть единичной. Стиль музыкального изложения показывал руку опытного мастера композиции. Ученый послал запросы и в другие издательские дома Европы, но все ответы были отрицательными…
Десять с лишним лет работал Урадзимиру в архивах Цюрихской типографии, просматривая микрофильмы, расшифровывая рукописные выцветшие экземпляры, листая подшивки газет и журналов.
Его труды увенчались успехом. Рэнину удалось найти семь изданных работ композитора Ленина. :
  1. Уже упомянутую "Кукушку"
  2. "Уголь и железо"
  3. "О компромиссах" ( две пьесы для двойного хора)
  4. "Скорбная песнь" ( посв. Л. Троцкому)
  5. "Первое мая" для пяти мандолин
  1. "Благодарность" - пьеса для "тишины" ( предвосхитвшая 4'33 Кейджа на много лет)
  2. "Хармс" - самая загадочная пьеса автора. Долгое время непонятно было, для какого- инструмента она написана, и что означает ее название.
В течение всего этого времени Урадзимиру Рэнин занимался не только поисками и атрибуцией текстов, но и пробелами в биографии В.И. Ленина.
Он прочел сотни разных жизнеописаний Ленина на разных языках, но нигде, ни в одном источнике не упоминалось о сочинении им музыки.
Общеизвестные факты - как-то распевание песен с братьями и сестрами под аккомпанемент Марии Александровны  и занятия музыкой с ней же - не проливали света на тайну вождя русского пролетариата.
Кто учил Ленина композиции?
Почему именно в Цюрихе, где он жил в течение года перед революцией,  Ильич решил издать свои произведения?



Чей стиль вдохновлял Ленина в сочинении музыки?

Много лет Рэнин, теперь уже доктор философии, искал ответы на эти вопросы.
Они оказались неожиданными. Настолько, что ученый был вынужден покинуть Европу и вернуться на родину, где трудился до последних лет преподавателем в скромном провинциальном университете.
Двухтомник  под простым названием "Ленин и его композиции", изданный им на японском языке, вышла в свет в 2003 году.



Вот краткое содержание сочинения, переведенного с помощью Goоgle Translate

Как известно, дедушка Ленина надворный советник  Александр Бланк приобрел в свое время имение Кокушкино, в котором после его смерти жила тетя Ленина - Анна. Находится оно в Татарстане, недалеко от городка с красивым названием Пестрецы.Там поженились родители Ленина, туда его привозили на отдых, начиная с семи лет. В Кокушкине маленький Володя стащил со стола на веранде яблочные очистки, в чем побоялся признаться, и заболел от переживаний.
Но нигде не упоминается, что в то время в имении жил музыкант по имени Давид Аксельрод. Он учил музыке хозяйских детей, в том числе, и Володю. Именно Аксельрод познакомил мальчика с сочинениями Бетховена и Сати. Володя уже писал фуги и думал о карьере композитора, когда случилась трагедия с братом Сашей.
Почему же, спросит читатель, об этом никто ничего не пишет?
Казалось бы, художественность натуры прибавляет к облику Ленина - самого человечного человека. Но в этом сюжете есть некий фактор, из-за которого одна из самых ярких граней таланта вождя мирового пролетариата практически замалчивается.

Дело в том, что семья Аксельродов насчитывает очень разных представителей в разных областях знания. В частности, Александр Ульянов - брат Володи - также приятельствовал с неким Джулиусом Аксельродом -
вспоследствии известным американским химиком. Но, независимо от специальности, все представители этой семьи занимались воспитанием, как они считали, суперновой расы, людей прогресса. Значение фамилии ведет свое происхождение от excellent road ( дорога исключительных ( блестящих, высших, замечательных)

Музыкант Аксельрод ( впоследствии его племянник Глеб Аксельрод , кстати стал известным пианистом и педагогом, а современный нам дирижер Джон Аксельрод происходит из той же ветви) не зря учил Ленина музыке профессионально. Правильно уловив гигантский потенциал будущего вождя, он заметил, что у подростка есть проблемы с логикой. Давид справедливо считал, что занятия гармонией и полифонией укрепят этот инструмент мышления - как и шахматы.
Когда Ленина выслали в Кокушкино за участие в студенческих беспорядках, то именно Аксельрод направил юношу на путь марксизма. И он же свел Володю со своими родственниками Павлом Акесльродом и Любовью Аксельрод , когда тот приехал в Швейцарию.

Ленин постоянно занимался музыкой, но годы тюрьмы и ссылок сделали свое. Его пальцы огрубели, все тяжелее ему было играть на фортепиано. И когда Надежда Крупская, невеста ехала в ссылку в деревню Шушенское, чтобы быть рядом с любимым и поддерживать его здоровье, она привезла ему в подарок мандолину. Хотя Ленин с горечью назвал этот инструмент "мещанским", вскоре он уже неплохо играл на мандолине, переложив для нее Бетховена и Сати. Ленин вообще очень ценил Сати и, когда композитор умер, написал:

"Сати умер в нищете. Но он оставил по себе поистине нерукотворный памятник. Он был одним из самых великих пропагандистов посредством песни»

Переложил впоследствии Ленин для мандолины и любимую "Патетическую" сонату Бетховена, и "Патетическую" симфонию Чайковского и свой любимый "Полонез" Огинского. Мандолину он взял с собой  в эмиграцию, а позже, скрываясь в шалаше, развлекал окружающих нежными звуками Сати и хасидских песен, которым его обучил когда-то Давид Аксельрод.
"Изумительная, нечеловеческая музыка," - вздыхали они, судя по воспоминаниям соратника Ленина А. Цюрупы.
На мандолине Ленин играл и в Горках, но уже другие произведения.

Что же касается собственных сочинений, то издание их не было случайным : ни по времени, ни по цели. Любовь Аксельрод, связная между Павлом и Лениным, знала, что еще один родственник Меер Аксельрод , занимающийся шифрами и радиоволнами на очень высоком уровне, разработал систему передачи сигналов через колебания определенной частоты.

Известно, что инфразвук и ультразвук воздействуют на психику живых существ определенным образом. Они способны вызывать страх, агрессию и другие яркие ощущения, без того, чтобы индивидуум знал причину.



Но Меер Аксельрод заметил подобные явления и в пределах колебаний, доступных человеческому уху: от 16 до 20,000 Гц. Вывел он и "эффект маскировки", нечто наподобие современного нам 25-го кадра.



Звукосочетание может быть слышимо только частично, в то время, как коды, посылаемые "глухими" звуками, транслируют определенный посыл в роде "звукового гипноза".



Таким образом, один из Аксельродов создал новейшую систему шифрования, значения которой и сам не осознал. Лишь когда Любовь рассказала Ленину об открытии Меера, она внезапно поняла по реакции Ильича, что речь идет о грандиозном инструменте воздействия.

Ленин написал семь произведений в течение 1916 года. Каждое из них заключало в себе отдельный этап плана революционного восстания. Связи между названиями и содержанием проследить трудно, кроме, пожалуй, "Хармса" - тут налицо обращение к творческой интеллигенции:
"Хватит Апокалиптических  Реакционных  Меньшевистских Сентиментальностей"

Одновременно Ленин распорядился закупить ( это стало возможным после финансового вливания Кюльмана) полторы тысячи мандолин и внедрить в рабочих кружках  Петербурга и Москвы.
"Обучение игре на музыкальных инструментах составляет архиважную задачу в воспитании мирового пролетариата", - писал он в письме к Сарре и Злате Зиновьевым.

Рабочие - молодые и старые - с энтузиазмом взялись за дело: указание Ильича было для них свято. Уже очень скоро они играли небольшие пьесы Сати и Льва Термена. И если листовки и прокламации нельзя было легально ввезти в Россию, либо распространять их на местах, то ноты Цюрихского издания не вызывали подозрений у охранки.
Таким образом, семь пьес - семь ступенек на пути к победе - стали духовным руководством вождя.

После революции Ленин хотел распространить влияние музыки указаний на весь мир. И Термен, который к тому времени изобрел терменвокс, принес его Ленину, как вариант более мощного инструмента воздействия.



Ильич был в восхищении и стал уже сочинять новые пьесы.
Но к этому времени Аксельроды разочаровались в коммунизме и революциях. Призвав на совещание всех членов семьи, они единогласно решили: мировой революции не быть.
Ленин умер через два года после обнаружение терменвокса, сам Термен исчез на долгие годы.
Да и доктор Рэнин, восстановивший секретную историю через много лет, был предупрежден о вступлении в опасную зону.
Он уехал в Японию и замкнулся в себе.

И только, услышав о каком-нибудь очередном перевороте в отдельно взятой стране, он со слабой улыбкой листает концертную программу в столице этой страны: да, действительно, опять был концерт из произведений Ленина на терменвоксе.



Previous post Next post
Up