Уже несколько лет подряд - с одним пропуском - мы ездим на зимнее оперное представление в Шветцинген.
Я писала уже и о самом месте - т.е.,
замке и парке, и о
фестивале...
В течение семи лет они каждую зиму ставили малоизвестную оперу
неаполитанской школы, и вроде, как нынешней завершили цикл. Но - о чудо - в будущем году как раз исполняется 250 лет со дня рождения
Николы Порпоры - учителя и патрона оперных певцов, а кроме того и Гайдна. Под своим именем он присутствует, если кто помнит по отроческим годам, в романе "Консуэло".
С Порпоры, впрочем, и начинали оперный фестиваль в Шветцингене, круг замкнулся...мы останемся с неаполитанцами!
В этом году поставили оперу, не исполнявшуюся с 1829-го года. Aвтор -
Николо Цингарелли - родился через два года после смерти Баха. а умер в 1837-м году, на пике романтизма, пережив Бетховена, Шуберта, Вебера, Беллини, не говоря уже о Гайдне и Моцарте.
Плодовитый и удачливый автор; первую оперу под названием "Монтесума" написал параллельно с первой оперой Моцарта - "Митридатом". Разница состояла в том, что Моцарту было десать лет, а Цингарелли - двадцать девять. С тех пор, однако, популярность Николо не падала. Тридцать семь опер написано им и поставлено в разных городах Италии - в Милане, Венеции, Риме, Флоренции, Неаполе и т.д. Последние же двадцать шесть лет жизни Цингарелли переключился на церковную музыку исключительно...
Международная карьера композитора обрывается во Франции, в 1789-м году - в связи с революцией.
И с тех пор он занимает разные важные посты в солидных итальянских учреждениях, в конце концов сменя даже знаменитого Паизиелло в борьбе за кресло хормейстера Кафедрального собора в Неаполе...
Еще один яркий эпизод его биографии: как истинный патриот Италии, отказался дирижировать "Тебе Бога хвалим" по случаю коронации сына Наполеона как римского короля, был препровожде жо Францию дла примерного наказания. Но Наполеон оказался посколонником композитора и не только помиловал дерзкого, но и учредил для него приличную пенсию!
Тем не менее большинство его опер не заслужило отдельной статьи в "Википедии", кроме двух - "Джульетты и Ромео" и "Эдипа в Колонне".
Неаполитанская опера - понятие широкое, охватывающее несколько веков. "Ифигения в Тавриде" Траэтта и "Фаэтон" Йомелли, поставленные в Шветцингене несколькими годами ранее - типичное барокко;
"Джульетта и Ромео" Цингарелли, написанная в 1796-м году - классика, современная ораториям Гайдна, ранним сонатам Бетховена, операм Сальери и Спонтини, и - Моцарта.
В свое время она считалась шедевром и выдержала много представлений. Последнее было дано в Германии в 1829-м году, как написани в буклете.
Между прочим, на Зальцбургском фестивале, имевшем место в апреле 2016-го года, также исполняли "Джульетту", но в концертном варианте. Есть полная аудиозапись:
Click to view
Click to view
Скажу сразу, что в этот период Италия явно уступила пальму музыкального первенства: и в отношении оркестра, и в отношении формы, и в отношении фактуры - собственно, с точки зрения всего музыкального языка.
Остались прекрасные мелодии, драматургия, разрабатывавшаяся десятилетиями и зарождение стиля бельканто, который исторически принадлежит уже первой трети 19-го века.
Оркестрантам играть оперу совсем не сложно, для певцов - потруднее.
Действие активное, сюжет - трогательный.
Либретто написано не по Шекспиру, но по новелле Луиджи да Порто.
Все более динамично и кратко: Джульетта после знакомства Ромео - в первой же сцене - отменяет свадьбу с Тибальдом - это не кузен ее в данном случае, но жених. Ромео довольно быстро после этого Тибальда убивает, без всяких Меркуцио и др.. Патер Лоренцо, которого в данном случае зовут Джильберто, парочку женит, как всегда, но тоже молниеносно. Даже переспать, т.е.консумировать свой брак молодым не удается - так скор темп повествования.
Зато в склепе мы видим достойное расставание-умирание, так любимое итальянцами.
Прежде, чем Ромео умирает, Джульетта просыпается, и между ними происходит прощальный диалог - сладкий - и совсем не долгий, что я с облегчением отметила. Более того, логично, что умирающий Ромео способен только на речитатив, а вот Джульетта, выспавшись, поет прелестную арию:
Click to view
Как понятно из приведенных музыкальных цитат, Ромео задуман как контратенор, а вместе с ним и патер. Меццо-сопрано - Джульетта. Два обычных тенора - папа и жених Капулетти, да служанка Матильда - сопрано.
Очень-очень хороши и сладки арии и дуэты - это уже Беллини, но есть и моцартовские отголоски - Барбарина, например.
Мелодическая приятность и простота гармонии - залог успеха для шлягера, каковым и являлась "Джульетта" долгое время.
И компактность, конечно.
Постановка
Нади Лошки вышла как раз в том же стиле - компактно-удачной. Не было слишком сложной психологии, но и клише отсутствовали.
Контратенор
Кангмин Джастин Ким ( очень милый Керубино в "Свадьбе Фигаро") - женственный и инфантильный. Узнав, что он будет играть главного влюбленного, я засомневалась. Но певец был крайне убедителен, и, конечно, Джульетта попалась ему как раз для равновесия: неуклюжая, рослая, стриженая под мальчика -
Эмили Ренар:
Их взаимодействие так чувственно, что я даже застеснялась смотреть - как в советском детстве. Особенно, когда в цезуру каденции дуэта партнеры вставили тихий, но долгий и смачный поцелуй.
Ким - великолепный певец, с актерской силой, и я очень надеюсь на его блестящее будущее.
Второй контратенор - патер - гораздо слабее, и внешне показался мне самым неудачным из замысла художника.
В костямах и декорациях наблюдается модное сейчас смешение стилей: уличные бои на шпагах в свете современных фонарей, мини-юбки и испанские воротники, иллюминация "ледами" и кинжалы.
Патер одет в клеенчатую куртку с капюшоном и белые брюки, это не особенно красиво и не особенно понятно.
Бывший жених Джульетты - Тибальд - запомнившийся слабенький тенор с неприличной фамилией Huh - таким и остался.
Зато так же, как всегда, хороша Ринат Мориа. Роль ее небольшая, но все же имеется прекрасная ария в середине второго акта. Совершенно звездная героическая ария. К сожалению, отдельного исполнения я не нашла, а искать и вычленять - нету возможности.
На самом деле, прослушать оперу с начала до конца - большое удовольствие, особенно, фоном, когда занимаешься другими компьютерными делами.
Отец Джульетты показан горячим ревнителем судьбы своей дочери - но он ведь и глава банды волков, некоторым образом мафиозного клана.И золотистые шорты Ромео, вероятно, оскорбляют представления о мужественности этого достойного гражданина.
Зальцбургское исполнение - лучше Шветцингенского по качеству, глупо было бы это отрицать.
Но театральная постановка, в которой удалось воссоздать нежную лирику рубежа веков и показать, насколько наше ухо осталось чувствительным к данной стилистике - большое достижение.
Click to view
Думаю, после Шветцингена и Зальцбура опера обретет некоторую популярность и в других театрах Европы.
Вот Артем Крутко, проведший в Гейдельберге несколько славных лет, принят в состав "Новой Оперы" в Москве - и у них есть теперь свой контратенор. Стало быть, этот тембр перестает быть чем-то особенно редким.
И все же каватина Ромео из первого акта так пронзила мое сердце, что я еще раз выставлю ее, в исполнении аргентинца
Франко Фаджиоли:
Click to view