Дон Иоганн.9.

Jun 02, 2015 08:44

окончание

Начало в:

http://humorable.livejournal.com/225306.html
http://humorable.livejournal.com/225653.html
http://humorable.livejournal.com/226009.html
http://humorable.livejournal.com/226287.html
http://humorable.livejournal.com/d8.html
http://humorable.livejournal.com/d9.html
http://humorable.livejournal.com/d10.html
http://humorable.livejournal.com/d11.html

В музыке оперы нет каких-либо стилевых новаций.

Моцарт просто шел за драмой и выражал ее в музыке так, как считал подходящим.

" Остро ощущая мириады проявлений человеческого поведения, он сумел отобразить их   в импульсивном музыкальном языке."

"Оркестровка, которую создавал Моцарт, прежде всего определяется следующим: а
зачем это и каков смысл того или иного инструмента, чтó он должен
делать в партитуре (как реальное действующее лицо драмы или
комедии"


Поэтому, если мы говорим о принадлежности Моцарта к венской классической школе, то это  стиль высказывания и временные рамки.
А насчет идеологии  - у меня есть сомнение.

К классичности Моцарта я бы относилась как в значении "идеальный высокий образец".

"Все быстротечное -
Символ, сравненье.
Цель бесконечная
Здесь - в достиженье.
Здесь - заповеданность
Истины всей.
Вечная женственность
Тянет нас к ней
."

--------------

Дон-Жуана и Фауста, как оказалось, часто ставят рядом.
Отмечая их сходство - и противоположную направленность.
Оба они - народные герои-грешники: развратник и черникнижник.
Преодолевая рамки, назначенные небесами, они пускаются во все тяжкие, каждый по-своему.
У Гете ученый, продавший душу дьяволу, не зря проходит разные опыты и переживания.
"Чрез мир промчался быстро, несдержимо,
Все наслажденья на лету ловя.
Чем недоволен был, пускал я мимо,
Что ускользало, то я не держал.
Желал достичь - и вечно достигал,
И вновь желал. "
По-прежнему не сливаясь с толпой, он приходит к новому уровню единения с высшей силой.
"Вокруг меня весь мир покрылся тьмою,
Но там, внутри, тем ярче свет горит;
Спешу свершить задуманное мною:
Одно владыки слово всё творит!"
Дон-Жуан Моцарта/Да Понте лишь утверждается в своих убеждениях. Но "примитивный мачоизм" тем не менее вызывает симпатии аудитории. Смелость , с которой он отстаивает свое уже на пороге ада, неслыханна!
Таким образом, дуамется, что обладают необыкновенной силой волиДон-Жуан и Фауст - два символа западной секуляризации и в то же время - нашего страха конца. Мы признем уникальный материализм реальности после "гибели иллюзий", но ужасаемся при мысли о смерти. Дон-Жуан олицетворяет эйфорическое состояние души - он покоритель, победитель, изменник. Но его собирательская натура демонстрирует нам неврозы, одиночество и абстрактность.
Фауст олицетворяет  наши отчаяние, неугомонность, материализм и смехотворность, наши несчастья.
Оба героя обладают властью силу - и страстью, вожделением. У Фауста страсть возвышается до поклонения вечной красоте..." в лице Елены,

которая исчезает без следа, и плод их любви - сын - умирает прежде нее.

"Вечная женственность"  (Ewig-Weibliche)  , ускользающая от Фауста и "вечная пустота" ( Ewig-Leere), о которой говорит Мефистофель...

Разве не та же проблема мучает Дон-Жуана?
Сходство проявляется не только в образах, но и в стиле:
"Каждая эпоха понимала моцартовского «Дон Жуана» по-своему , но...мы вновь должны вспомнить, что это творение австрийского художника, с детства впитавшего в себя национальную культуру с ее спецификой: нити преемственной связи с прошлым, барочные корни, настолько проросли в нее, что составляют незаметный, но прочный каркас, на котором держится все здание в целом."
"Для Борхмайера Фауст является пьесой, во-
бравшей в себя барочные черты. Но тот, кто говорит о барочном мировоз-
зрении, тот говорит о мире, которым управляет Бог, в котором только Бог
раздает роли и является режиссером спектакля."

**************

Вольфганг Амадей Моцарт давно уже стал для нас образом, персонажем и символом. Подобно Фаусту и Дон-Жуану он тоже чувствовал неутоленность и жажду - удовлетворяя ее творчеством и никогда не переставая созидать. В поисках чего?
Он верил в свой гений, и ничего более нам знать не надо.
"Зови его, как хочешь:
Любовь, блаженство, сердце, Бог!
Нет имени ему! Все - в чувстве!
А имя - только дым и звук…"

image Click to view



P.S.

Моцарт, на ниве просвещения, опера, музыка

Previous post Next post
Up