Помните детский полуприкол- полутест - "яблоко пушкин энгельс"?
Назови фрукт, - и большинство говорят: яблоко.
Назови поэта - Пушкин.
Как звали Маркса? -Энгельс.
Так и Гайдн:имя его его звучит чаще всего в коннотации "Моцарт-Бетховен", образуя вместе с ними монолит "венской классической школы"
Как глава и почетный член, но без придыхания.
Он уважаем, он входит в обязательный список муз.литературы, и вместе с тем популярность его гораздо меньше тех имен, которые ставят рядом а ним - Моцарт и Бетховен.
Многие со мной спорили: Гайдна играют часто!
Но статистика утверждает: если Моцарт с Бетховеном лидируют всегда в европейских и американских чартах, то Гайдн в Америке
не входит даже в первую десятку , а в Европе занимает
девятое местоКогда говорят о венской классической школе, то Франца Иозефа Гайдна называют "отцом" или "папашей".
Да, он является отцом симфонии, симфонического оркестра, квартета .
"Папой", "Папашей" , с оттенком фамильярности его называли еще при жизни
Он обласкал юных Моцарта и Бетховена - и есть точка зрения, что заменил первому отца - тот, во-первых, был далеко, а во-вторых, всегда был Моцартом по какой-то причине недоволен. С обоими он дружил всю жизнь.
Не имея собственных детей, он помогал многочисленным родственникам, и был одним из основателей общества помощи бедным музыкантам.
Мне захотелось понять, где место Гайдна в наши дни? В историческом списке, как "подготовившего почву", и, как пишет С. Невский -
"Слушаешь эти симфонии - и возникает ощущение, что ходишь по квартире (огромной) без мебели; куда жильцы еще не въехали." Или же музыка его волнует, как другая гениальная - вне исторического контекста и объяснений?
*******************
Oбратимся к описанию музыки Гайдна его младшим современником - Гофманом :
"В сочинениях Гайдна раскрывается детски радостнаядуша. Его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструютолпу счастливых людей. Юноши и девушки проносятся перед нами в хороводах;смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливоперебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженства и вечнойюности, как до грехопадения; ни страдания, ни скорби - одно толькотомительно-сладостное стремление к любимому образу, который парит вдали, впламени заката, не приближаясь и не исчезая; и пока он там, ночь медлит, ибоон - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею." Описание достаточно размытое,общее.
Ho интересно, что ввeдя "томительно-сладостное стремление к любимому образу, который парит вдали", Гофман причисляет Гайдна к романтикам, что противоречит общепринятому образу уравновешенного классициста.
И далее:
"Гайдн романтически изображает человеческое в обыденной жизни; он ближе, доступнее большинству". Вот это "обыденное" - то, что отличает стиль гомофонно-гармонический от полифонии, светское от духовного, низкое от высокого - это совпадает в Европе с тем, что называется народностью.
Это то, что роднит Гайдна с другими австрийскими композиторами - с Моцартом и Шубертом.
О народном в творчестве Гайдна написано
довольно много, и очень разного.
От историй о том, как Гайдн занимался "полевыни работами", т.е., собирал фольклор. До теории, что народ адаптировал музыку Гайдна и исполнял ее как народную.
Гайдн использовал помимо немецко-австрийской венгерскую, цыганскую, шотландскую и французcкую народную музыку. И даже один хорватский хорватский музыковед считает, что Гайдн
принадлежал к его народу.
Вот если бы остановиться на том, что он безоблачен и народен, прибавив к этому описанию "народный юмор" и это его "ниша" - то все вроде ясно.
Но чем больше я слушала и читала, тем больше противоречий замечала.
Радостный характер музыки Гайдна соответсвует общим настроениям в искусстве того времени. Давно закончилась Тридцатилетняя война. B Вене началось созидание той роскоши и благополучия, которое мы видим по сей день.
С другой стороны, именно в в середине жизни Гайдна в литературе и театре было чрезвычайно популярным движение
"буря и натиск", которое , в общем, приводит нас к романтизму, к театральности образов, к конфликту индивидуума и его окружения.
С одной стороны, он создал жанр квартета - в том виде, в котором он существует и поныне, создал состав симфонического оркестра в том виде, в каком он существует сейчас.
С другой стороны, оркестр его многие презирают и считают скучным, а квартет был создан случайно - в том имении, где Гайдн сочинял музыку по заказу, были только две скрипки, альт и виолончель. Над ним смеялись из-за нелогичности состава.
И жизнь его также полна противоречий:
он был очень одарен музыкально, но музыку стал сочинять только на подступах к тридцати;
Bсе детство и юность провел в жестокой бедности, зато вторую половину жизни был устроен с материальной стороны великолепно, был уважаем и знаменит.
Он был крайне несчастливо женат - но при этом любил и был взаимно любим прекрасными женщинами.
Он провел много лет "взаперти", но клетка была до невозможности хороша, просто совершенна.
Ему повезло дважды прочесть сообщение о собственной смерти и пышных похоронах, причем к одним из похорон была написана специальная месса композитором Керубини.
Он был тем, кто подготовил почву - но и сам учился всю жизнь - у тех, кто был раньше него, и у тех, кто был после, и с восторгом внимал невeдoмому.
поэтому я предлагаю вместе со мной познакомиться с интересными эпизодами жизни Гайдна, послушать его музыку и решить, как ответить на этот вопрос.
продолжение следует