Papa Haydn

Apr 06, 2015 08:28



Помните детский  полуприкол- полутест - "яблоко пушкин энгельс"?

Назови фрукт, - и большинство говорят: яблоко.
Назови поэта - Пушкин.
Как звали Маркса? -Энгельс.
Так и Гайдн:имя его  его звучит чаще всего в коннотации "Моцарт-Бетховен", образуя вместе с ними монолит "венской классической школы"
Как глава и почетный член, но без придыхания.
Он уважаем, он входит в обязательный список муз.литературы, и вместе с тем популярность его гораздо меньше тех имен, которые ставят рядом а ним - Моцарт и Бетховен.
Многие со мной спорили: Гайдна играют часто!

Но статистика утверждает: если Моцарт с Бетховеном лидируют всегда в европейских и американских чартах, то Гайдн в Америке не входит даже в первую десятку , а в Европе занимает девятое место
Когда говорят о венской классической школе, то Франца Иозефа Гайдна называют "отцом" или "папашей".
Да, он является отцом симфонии, симфонического оркестра, квартета .
"Папой", "Папашей" , с оттенком фамильярности   его называли еще при жизни
Он обласкал юных Моцарта и Бетховена -  и есть точка зрения, что  заменил первому отца - тот, во-первых, был далеко, а во-вторых, всегда был Моцартом  по какой-то причине недоволен. С обоими он дружил всю жизнь.
Не имея собственных детей, он помогал многочисленным  родственникам,  и был одним из основателей общества помощи бедным музыкантам.

Мне захотелось понять, где место Гайдна в наши дни? В историческом списке, как "подготовившего почву", и, как пишет С. Невский -

"Слушаешь эти симфонии - и возникает ощущение, что ходишь по квартире (огромной) без мебели; куда жильцы еще не въехали."

Или же музыка его волнует, как другая гениальная - вне исторического контекста и объяснений?

*******************

Oбратимся к описанию музыки Гайдна его младшим современником - Гофманом :
"В  сочинениях Гайдна раскрывается детски радостная
душа.  Его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю
толпу счастливых людей.  Юноши и  девушки проносятся перед нами в хороводах;
смеющиеся  дети  прячутся  за  деревьями,   за  розовыми  кустами,   шутливо
перебрасываясь цветами.  Жизнь,  полная  любви,  полная блаженства и  вечной
юности,  как  до  грехопадения;  ни  страдания,  ни  скорби  -  одно  только
томительно-сладостное стремление к любимому образу,  который парит вдали,  в
пламени заката, не приближаясь и не исчезая; и пока он там, ночь медлит, ибо
он - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею."

Описание достаточно размытое,общее.
Ho интересно, что ввeдя "томительно-сладостное стремление к любимому образу,  который парит вдали", Гофман причисляет Гайдна к романтикам, что противоречит общепринятому образу уравновешенного классициста.
И далее:

"Гайдн романтически изображает человеческое в обыденной жизни; он ближе, доступнее большинству".

Вот это "обыденное"  - то, что отличает стиль гомофонно-гармонический от полифонии, светское от духовного, низкое от высокого - это совпадает в Европе с тем, что называется народностью.
Это то, что роднит Гайдна с другими австрийскими композиторами - с Моцартом и Шубертом.
О народном в творчестве Гайдна написано довольно много, и очень разного.
От историй о том, как   Гайдн занимался "полевыни работами", т.е., собирал фольклор. До теории, что народ адаптировал музыку Гайдна и исполнял ее как народную.

Гайдн использовал помимо немецко-австрийской венгерскую, цыганскую, шотландскую и французcкую народную музыку. И даже один хорватский  хорватский музыковед считает, что Гайдн принадлежал к его народу.

Вот если бы остановиться на том, что он безоблачен и народен, прибавив к этому описанию "народный юмор" и это его "ниша" - то все вроде ясно.

Но чем больше я слушала и читала, тем больше противоречий замечала.
Радостный характер музыки Гайдна соответсвует общим настроениям в искусстве того времени. Давно закончилась  Тридцатилетняя война. B Вене началось созидание той роскоши и благополучия, которое мы видим по сей день.

С другой стороны, именно в в середине жизни Гайдна в литературе и театре было чрезвычайно популярным движение "буря и натиск", которое , в общем, приводит нас к романтизму, к театральности образов, к конфликту индивидуума и его окружения.

С одной стороны, он создал жанр квартета - в том виде, в котором он существует и поныне,  создал состав симфонического оркестра в том виде, в каком он существует сейчас.

С другой стороны, оркестр его многие презирают и считают скучным, а квартет был создан случайно - в том имении, где Гайдн сочинял музыку по заказу, были только две скрипки, альт и виолончель. Над ним смеялись из-за нелогичности состава.

И жизнь его также полна противоречий:
он был очень одарен музыкально, но музыку стал сочинять только на подступах к тридцати;
Bсе детство и юность провел в жестокой бедности, зато  вторую половину жизни был устроен с материальной стороны великолепно, был уважаем и знаменит.

Он был крайне несчастливо женат - но при этом любил и был взаимно любим прекрасными женщинами.

Он провел много лет "взаперти", но клетка была до невозможности хороша, просто совершенна.

Ему повезло дважды прочесть сообщение о собственной смерти и пышных похоронах, причем к одним из похорон была написана специальная месса композитором Керубини.

Он был тем, кто подготовил почву - но  и сам учился всю жизнь - у тех, кто был раньше него, и у тех, кто был после, и с восторгом внимал невeдoмому.
поэтому я предлагаю вместе со мной познакомиться с интересными эпизодами жизни Гайдна, послушать его музыку и решить, как ответить на этот вопрос.



продолжение следует

Гайдн, творческие личности, музыка

Previous post Next post
Up