Я собственно, не о самом концерте собиралась написать.
Скорее, о том, что прошло по касательной.
Во-первых, абонемент под названием "Филармония в джинсах". Начинается пирушка в четверг, в десять вечера.
"В джинсах" я думала - надо придти, потому что перед концертом поят пивом на халяву. Кто ж пьет пиво на каблуках в английском костюме? Только начисто лишенный вкуса индивид.
Оказывается, в джинсах были оркестранты и дирижер - типа, неформальная обстановка. И я.
В фойе поставили пивные автоматы и сопуствующие товары. Играл оркестр "лэутаров", с цимбалами и аккордеоном. Стало так весело, что вообще непонятно: зачем отсюда переходить в зал.
Веселый народ, конец недели - хватит и пива...
Слушала, как молодые люди рассуждают:
-Ой, сегодня Моцарт, вот не повезло-то.
-Почему? Я поставил послушать на youTube - совсем неплохо!
В полумраке хорошо отапливаемого зала я расслабилась окончательно - а что вы хотите?
Человек встает в половине шестого всю неделю, понятно, что после пива ему хочется спать.
Помимо угощения, организаторы абонемента каждый раз приглашают ведущим какого-нибудь деятеля извне классической музыки.
Например, следующий концерт будет вести Шелли Яхимович!!! Я вся трепещу!!!
А в этот раз вела актриса Евгения Додина. Вела, прямо скажем, нехорошо.
И иврит ее резал слух, и содержание нулевое.
В качестве примера сочетания разных музык (!) в партитуре она решила прочесть монолог Нины из "Чайки" не трех языках.
На анхлийском и иврите это мeнее всего напоминало Чехова, и ни на одном - музыку. Но зато я проснулась
Оркестр с Дудамелем играл настолько хорошо, как ни с одним дирижером - на моем опыте. Мyзыканты внимали, вытянув шеи и выжимали все возможное из недр способностей и профессионализма.
Там есть один скрипач - я его помню с детства. Он играл в нашей филармонии. Всегда лениво развалясь, с улыбкой :" шо ви от мене хочете?"
А раз, когда наш хор взяли на выступление, то я как раз стояла за ним и наблюдала, как он ехидно комментирует каждую ремарку дирижера, ухитряясь при этом играть в "морской бой" - прямо на партии.
Сейчас наш поседевший юморист изо всех сил таращит глаза и, затаив дыхание, не отрывает глаз от палочки.
О Дудамеле я читала много плохого.
Но мне он понравился. Он очень лаконичный в жестах и уважительный. Не хмурится, не плюется и не топает ногами, чтобы показать эмоциональность.
Напоминает босоного мальчика, попавшего во дворец аристократов. Осторожно идет, стараясь ничего не задеть и вообще не шуметь. Поглощая все видимое. слышимое и осязаемое... Бархат диванов и тяжелый блеск портьер, мелодичные затейливые часы на стене и невыразимо прекрасные картины маслом.
Рассказ его о себе подтверждает впечатление. Он начал учиться музыке в рамках проекта системы
EI.
Я тут же вспомнила своего друга, эмигрировавшего в Мексику и наш разговор двадцатилетней с лишним давности.
Первую работу, которyю ему нашли - учителя музыки для осуществления проекта, в обычной начальной школе.
Мой друг плакался и говорил: как можно сделать оркестр из полуграмотных детей, которые ни разу и не слышали о том, что это - классическая музыка!
Я тоже содрогнулась - ах, какой ужас!
Мой друг с тех пор далеко ушел от общеобразовательной школы. Он у них там в Мексике национальное достояние.
Я об этом разговоре вспомнила недавно, у
benegenetriivir , в
посте на тему фильма.
И во второй раз - на концерте. Дудамель - продукт этой самой системы.
После Гайдна и Моцарта можно было продолжать с пивом и лэутарами.
Я уже не удивляюсь ничему, т.к. привыкла. Как-то перед Пятой симфонией Бетховена мы поели прекрасного лосося в сливках - это был торжетвенный концерт международного студенческого оркестра. А после нас ждало горячее шоколадное пирожное и кофе с ликером и мороженым.
И еще трогательная деталь.
В фойе я глядела на одного господина, все более убеждаясь, что знаю его. И мучалась, и мужа спросила - может, он помнит?
Он отрекся, я помучилась и забыла.
Уже дома вдруг вспомнила: это мой парикмахер!
Кто не посвящен в подоплеку, пусть знает: парикмахеры в нашем городе к изящным искусствам отношения не могут иметь по определению. Особенно марокканского происхождения.
Идя к своему, я все думала: спросить - не спросить.. Вдруг обижу человека?
И вот я мялась-мялась и спросила.
Оказалось, что Йорам - фанат классической музыки. Никогда не учился, ничего не знает, ни с кем не делится. Дома жена и дети - как услышат, требуют немедленно прекратить шум!
Вот он и ходит годами один на концерты...Нигде в Европе не был, никаких оркестров не знает, имен не помнит и не интересуется.
Но слушает только классику - другого не выносит.