Роман Виктюк "Мастер и Маргарита"

Oct 10, 2012 08:20



Я писать об этом спектакле не собиралась, есть много чего другого, о чем рвусь поведать и излиться, и не выходит...
И это не лучший спектакль мира.
Но поскольку подавляющее большинство отзывов отрицательные, то я , как говорится, "не могу молчать".
Проблема в том, что "Мастер" у  всех вызывает священный трепет.
"Не смейте касаться грязными лапами хрустальной мечты моего детства!" - такова общая реакция.
Но книга остается нетронутой - на то она и гениальна, чтобы вызывать размышления самые разные у разных людей.

Как музыкант, я всегда привожу любимый пример: музыку восемнадцатого века.
Клавесин, для которого написано немало прекрасной музыки, не обладал возможностью постепенного повышения/ понижения утовня громкости - то, что называется crescendo/diminuendo.не было возмножности плавного удержания звука - legato.
С тех пор, как появилось фортепиано, вся клавирная музыка - включая и Баха, и Моцарта - исполняется не так.
Сторонники аутентичности имеются, но их малочисленность доказывает, что гениальность музыки заключается и в том, что ее можно исполнять по-разному, не портя, a развивая.



В этом спектакле много чего нет.
И есть то, о чем мало, кто думает, читая текст.

Есть два душевнобольных человека. В доме скорби, как и полагается.
Один из них - горячий и дремучий Иванушка, другой - идущий "не в ногу" писатель, сжегший свою единственную книгу.
Они рассказывают друг другу о страшных переживаниях.
Юный проникается фантазией опытного..
"Понтий Пилат" - вот слова , связывающие их , как они полагают.
Пилат - олицетворение несвободы душевной, Иешуа - физической.
Потому роль Иешуа исполняется Иванушкой, а Пилата - Мастером.
Иванушку привезли в психушку насильно, Мастер пришел добровольно.
Оба они одиноки, несчастны и бессильны.
Нет истории Иешуа  в том поразительном виде, который в свое время многих читателей привел к религии.
Крест, расположенный горизонтально под вершиной пирамиды, так и остается подвешенным.

Есть каркас пирамиды, в котором размещаются полые бюсты ленина-сталина.
почему "ленин-сталин", почему банальщина?
A чего вы, граждане, хотели? Лопе де Вега? Гермеса Тригсметиста?
Нет, вы уж не выёбывайтесь, уважаемые, слушайте свой любимый полонезогинского!
Мы с вами видим "Сны Ивана Бездомного" - а у него в голове, как в зубе "Паленого Буша" - то, что он видит, слышит и читает изо дня в день - многократно тиражированный мусор.
Советская действительность не довлеет: она присутствует, как непрерывный фон действия, как радиоточка, включенная с утра до вечера на каждой кухне.
По радиоточке передавали новости, советские песни и популярную классику.
Воланд "входит "в Иванушку через "Мефисто-вальс" и арию Мефистофеля.
Нет Воланда - есть химера - то ли провинциальный актер, вещающий сдобным ненатуральным голосом, то ли мачо-сутенер, любующийся своим костюмчиком.
Образ Сатаны в представлении обывателя - даже и слегка просвещенного, но Томаса Манна все же не читавшего - он такой, оперный.
С небольшим налетом восприятия обывателя современного: как фокусник из популярного телевизионного шоу.

Советские песни, используемые в спектакле - "Если завтра война" ( дважды) - тема,  всегда бывшая популярной в России.
Энтузиазм Иванушки просто рефлекторен - как в передачах современного российского телевидения:
"Всех порвем!!!!!!!" - в исступлении кричат актеры, писатели и историки.
"...я по свету немало хаживал" - тут уж прямая аллюзия к Воланду, заглянувшему в Москву - "посмотреть на москвичей в массе".
"утро красит нежным светом" - также одна из самых сладких "московских" песен.
Используется лейтмотивом также романс "к Яру" - как по мне, это эмфемизм русскому шансону, разухабистому, ресторанному - там, где иванушки бьют морду и дают в глаз друг другу.

Помимо советского есть еще американское и еврейское.
"Rest in Peace" - этот жанр, преслиевский соул  давно используется цинично - как приемчик несоответствия.
И "Cиман тов вемазаль тов" - приглашение Берлиоза на "казнь".
это я признаться, отношу к чисто эмоциональному восприятию - веселье в миноре все-таки бывает очень эксцентрично; об этом я думала весь праздник "Симхат Тора", слушая хасидов под нашими окнами.

Есть много клеток, в которых с трудом передвигаются актеры. Им неудобно и тесно, но поди-ка выберись!
Есть столы-каталки - больничные ли, похоронные.
Есть дверь в полу сцены- она же крышка.
Когда-то, на Таганке, в "Преступлении и наказании" в такую дверь уходил Свидригайлов. Там лесенка была в полу, дверь отворялась со скрипом, свидригайлов медленно сходил в ад.
В спектакле Виктюка выхода никакого нет. Дверь фальшивая, ибо ад в тебе.

История Мастера и маргариты подана неестественно патетически - неправдоподобно , как в кабаре.
Рассказ Мастера о любви и последующие сцены вызывают некоое стыдное чувство: дескать, ну зачем же так-то, надрывно...ну не бывает так.
Да, не бывает. Рассказчик - писатель, сидящий в больничной палате. Он - не пара молодой страстной женщине. Не в таком виде, в каком представлен на сцене.
Эксцентричная красавица , тоскующая в одиночестве, соглашается поехать к "знатному иностранцу".
Эротизм ее сцены с Воландом мне глаза не мозолил. Воланд для нее так и остается благодетелем, которому она "должна отдаться".
В обмен на встречу с Мастером.

В постановке опущена  дьявольская свита в любимом нами варианте. Есть "заменители" - представители знакомой нам реальности : Хулиган, Полуживотное, Сисястая Тетямотя, Упырь. Это все мы - мы и есть дьявольская свита, Тот Самый Совок.
Свита выступает с кабаретными номерами, по-брехтовски, объявляя название номера, отчуждая себя от общего повествования, либо "комментирует" пантомимой либо короткими фразами действие.Бал у Сатаны - все те же бюсты, кружащиеся в нелепом танце -

Ничего не говорю об актерских работах - они прекрасны, и ничего другого я и не ожидала.

Ад - это жизнь, рукописи горят и сгорают ( "...в чемоданчике был только пепел"), художники  обречены на прозябание и самоуничтожение.
"Свободен" - надтреснутым голосом выкликает Мастер, - и понятно, что для того, чтобы освободиться, прежде надо умереть.



.

.

яркие личности, театр, Роман Виктюк, Булгаков, творческие личности, художники, сделайте мне красиво, тема разговораת

Previous post Next post
Up