Махони в Махагони

Jan 17, 2012 12:53

Творчество Курта Вайля - а лучше сказать: Брехта/Вайля - мы проходили не просто бегло, а вообще, в течение полуторачасовой лекции.
И лекцию-то я запомнила потому, что преподавательница заболела, и ее заместил Михаил Александрович Сапонов, наш куратор.
Я до этого не слышала, как он читает, но очень тепло к нему относилась. Он принес первые рассказы Татьяны Толстой, снимал сюрные фильмы, которые помню до сегодняшнего дня.
И поэтому лекцию я слушала внимательно и запомнила кое-что.
Конечно, о театре Брехта просто жалко читать без видеоиллюстраций.
На то время "Трехгрошовая опера " шла в театре Сатиры, и была телепостановка.
А "Махагони" прошла, как историчекий факт плюс "Алабама", которую перепели кто угодно.
В консе, правда, были потрясающие звуковые архивы, поэтому кое-что мы послушали в знаменитых версиях тридцатых.
Остальное можно было вообразить.
Поэтому вчера, собираясь на спектакль - это новая постановка, премьера состоялась четыре дня назад, я решила освежить знания, придти, тонко усмехаясь, а не дуб дубом. И прочла две рецензии- на гастроль испанской постановки в Большом.
"Возвышение и падение города Махагони" - полное название оперы.
Рецензии, выбранные случайно, оказались противоположными по впечатлениям.
Первую написал Петя Поспелов в "Ведомостях". Я с ним училась, хоть и не была знакома, но он персона уважаемая. Второго автора за ником я узнать не могла. Он написал очень эмоционально, так как нам было писать запрещено.
Ну, тут меня уж любопытство одолело.
Прочитав либретто, я не нашла особенно много логики или интереса в сюжете.Наше поколение тошнит от обличений капитализма.
Теперь об опере.

О концепциях Брехта писать не буду, почитайте сами.
Cкажу только, что тот, кто ищет привычного литературного постyпательного развития, реализму и драмы, их здесь не найдет.
Опера первоначально вышла как зонгшпиль.
Это серия картин, между которыми читается авторский текст.
"Теперь уже несчастным драматургам не догнать романистов. Им не остается ничего другого,
как и дальше создавать "условные иероглифы" ролей и предоставлять самим
артистам облечь их в плоть и кровь."

Первая аналогия из современного - "Догвилль". Эпически-условное моралите.
Три мошенника основали Город Наслаждений. В целях обогащения.
Это не есть хорошо. То есть антиутопия.
A сюжет не может устарет ь, пока сущетвуют экономические кризисы.
Кстати, "Махагони" и написан в 1931 году. Как реакция.
И, между прочим, новые постановки полезли в рост два года назад, когда мир получил обидную пощечину от таких же мошенников в нашем прекрасном развитом обществе.
Герои гротескны, сюжет пародиен. Hет тут тезы/антитезы, а есть Герой Нашего Времени.
Описать его очень просто: когда у него есть деньги, ему хорошо. Когда денег нет - плохо.
Kогда у него есть сила, то он говорит: мне можно все.
Kогда сила исчезает, он взывает к вечным ценностям.
Джим Махони -  нувориш. Cкопив деньги тяжелым трудом, он  тратит их лишь на то, что может представить:
на баб, выпивку, ставки и жратву. Как и подавляющее большинство.
Героиня - проститутка Дженни.
Ничего необычного. Это вам не "Яма", и не "Травиата".
Проститутки, в общем-то, находятся  везде: в политике, в шоу-бизнесе, в масс-медиа.
Джим - заказчик, она выполняет заказ очень добросовестно, пока заказчик платит.
И это тоже правда времени.
Дуэт Джима и Дженни - пародия на любовный дуэт - это обсуждение контракта.
- Как ты хочешь, чтобы я себя вела?
- По обстановке.
- A какую прическу мне сделать: собрать волосы или распустить?
- Посмотрим.
-А трусики носить. или нет?
-Трусики снять обязательно, - твердо отвечает Джим.

Спектакль идет на немецком языке. Текст "от автора" читает на иврите, по-моему, Ривка Михаэли. С некоторой насмешкой, усиливающей отчуждение. A два номера - и как я прочитала, это правило для всех постановок - исполняют на английском.
"The Moon of Alabama" и "Benares-Song "
а вот и Тереза Стратас. Не имеет отношения, но очень хотелось прилепить ее в качестве иллюстрации:

image Click to view



Музыка:
Очень хорошая музыка. Если б не Вайль, то действительно, оперу можно было бы причислить к мюзиклу.
Богатый оркестр, особенно духовая группа выразительная.
Сложные вокальные партии, трио а-капелла.
Вайль также пародирует музыкальные стили.
Ария Джима в камере ночью - конечно, Каварадосси.
Его слезливые воспоминания об Аляске - "Край мы покинем, где так страдали..."
Дуэт "о птичках" с Дженни - баховские кантаты, с щемящим гобоем.
дважды он выводит музыку на сцену: фортепиано в баре и затем дуэт мандолины и гармоники в сцене большого обжорства.

Оркестру было тяжело, к сожалению, это было слышно.
И вокалисты - не все, мягко говоря, себя проявили...
Очень хороша Дженни - Наоми Надельман . Все другие мне показались хуже, и не знаю, чья тут вина.

Потому перехожу к постановке. Она как раз показалась мне очень удачной.
Омри Ницан, главный режиссер Камерного, сделал вce так, как он представляет.
И в этом- секрет успеха. Нет потуг на изысканность, нет мнофозначительности и претензий.
Он представил Махагони как Лас-Вегас.
В наши дни.Он использовал много технических современных прибамбасов, и в данном случае, стопроцентно оправданно.
Пол с различными подсветками, превращающих его то в море, то в пол казино, то в звездное небо.
Плазмы - ну, просто настолько уместно - нигде так уместно не видала.
неоновые подсветки, рекламирующие сюжет.
Перед судом это надпись " Today! Show in the Town!"
Много приятных, "вкушных" мелочей, которые нет бозножности описать.В общем-то, это работа художника - Михаила Краменко из "Гешера".



Самая удачная серия сцен - иллюстрация девиза Джима:
"сначала мы нажремся,
а после на@@@мся,
а после подеремся,
И под конец напьемся."

Это такие "жития" в кривом зеркале. Я в этом направлении увидела Феллини, и это, конечно, мое видение.
"Обжорство" - сидит на огромном унитазе, и, поглощая пищу, надувается до гигантских размеров.



"Похоть"ץ несколько спортивных матрасиков, где кордебалет изображет синхронные подрагивающие совокупления, в мушинон стиле.
Очередь из мужиков подгоняет их: быстрее, мы тоже хотим.



"Драка" - победивший боксер-монстр раздирает на куски тряпичную куклу-побежденного и грызет его "внутренности".



"Выпивон" - последнее деяние Джима Махонив качестве полноценного гражданина. Его настигает "белка", и он грезит снова об Аляске, включая воображаемое путешествие на корабле.

Яркая постановка, благодарный сценарий и - есть, где развернуться.
Под занавес:
появление Творца -обличителя, конечно, декларировано надписью "GOD" на заднике.
Сам "он" фигурирует в виде луча света, "зайчика" на полу.
Когда, в ответ на громогласные призывы покаяться жители Махагони отвечают "Nein!", приходит уборщик и "заметает" луч в совочек.
И выбрасывает в мусорный контейнер.

Не хотелось бы показаться ханжой, но действительность, окружающая нас, не сильно отличается от показанного, пусть и в роде гиперболы.
Деньги определяют отношения и нормы морали.
Нет более престижных или непрестижных профессий вне этого ранжира.
Братство и любовь, честь и принципиальность воспеваются в романтических фильмах и сериалах. За которые платят деньги клерки, продавцы, рабочие. Эти деньги получают проститутки и мошенники - авторы и исполнители фильмов и сериалов.
В антракте, перелистывая буклет-программку, я с удовлетворением увидела, что список спонсоров оперы - тех самых мошенников и проституток - довольно велик и занимает несколько страниц мелкими буквами.

Рецензии убийственные: критики сокрушаются о банальности и дурновкусии. Как будто это не было изначально задумано: показать банальность, дурновкусие и всю вашу убогость, ребята...

опера, Бертольд Брехт, театр, Курт Вайль, сделайте мне красиво, тема разговораת, музыка

Previous post Next post
Up