В журнале
shkripka собраны удивительные материалы об удивительном скрипаче - Филлипе Хиршхорне.
Я воспроизвожу первый пост из целой серии под одноименным тэгом.
Крыша едет...
Оригинал взят у
shkripka в
Philippe Hirschhorn, Хиршхорнда-да, два слога, языколомное по-русски сочетание звуков. Филипп Хиршхорн, скрипач.
Он умер несколько лет назад, и теперь у него есть биография. Родился в Риге в первый послевоенный год, учился там же вместе с Кремером, потом с ним же вместе в Ленинграде. Первая премия на конкурсе королевы Елизаветы в 1967 (кто не знает - это наивысший скрипичный орден современности. Кремер на этом же конкурсе получил третью). Но все эти справки - это ерунда на самом деле, тогда как правда в том, что в нашем скучном мире он - пришелец, ему стоило родиться полтораста лет назад, "странствующим рыцарем скрипки", как Паганини, и тогда "герцогини отнеслись бы к нему иначе, чем министерские крысы".
Хотела было вставить сюда ещё целые абзацы из того, что написал о нем Гиршович (его соученик по ленинградской десятилетке), но ограничусь ещё двумя предложениями.
"Хиршхорн во время игры представлял собой НЛО - вокруг него собиралось поле. Попытавшиеся бы приблизиться самолёты рассыпались".
Послушайте это.
Никто с таким изяществом, точно издеваясь, не играет по-тевтонски грузноватый - в болотных сапогах - (1.17) концерт Сибелиуса.
Click to view
А начало-то, начало. То ли подземный гул, то ли дробь копыт, то ли барабанный бой - но в любом случае это фон, это та лава, которая течет из-за горизонта (нас тьмы, и тьмы, и тьмы), а впереди, в отрыве - хорошо если не сверху - одинокий всадник на летящем коне - валькирия? мальчишка-валькир (если такого можно вообразить)? - уж больно лёгок, уж больно сверкает, не по-дамски.
Приплясывает, гарцует, подбоченясь, издевательски посвистывает, вдруг пускает огненные змейки, дерзко поднимается выше на небо - ступень за ступенью, достать, достать... щеголяет красотой жемчуга (там у него целые вереницы этих сияющих нот) - и в самой середине, где Сибелиус устроил обманку и кажется, что всё, сейчас конец, где камера делает панораму на заливающую всё океанскую волну (3.18) - оттуда стрелой вылетает опять, чтобы вдогонку за ним потешно - куда ты, подожди меня! - кинулся зазевавшийся флейтист. Или не зазевавшийся - потому что соответствовать и успевать за этой нечеловеческой волей и бешеной энергией может только такой же избранник богов.
...если кому интересно, ещё напишу про него.