"За каждым из этих крестов - история жизни"

Nov 02, 2010 15:13



Ольга Максимова: 30 октября в Рязани, как и по всей России, проходил День памяти жертв политических репрессий. Участники экскурсии на "Немецкое кладбище" (мемориальный Комплекс памяти жертв войны и репрессий на улице Магистральной), организованной рязанским "Мемориалом", впервые приоткрыли для себя лишь одну страницу трагического лагерного прошлого послевоенных лет.



"Немецкое кладбище" находится неподалеку от нынешней железнодорожной станции "Дягилево". Издалека заметны три высоких креста, воздвигнутых посреди мемориала, - немного похожих на кресты, установленные в Катыни. По мере приближения, за воротами виднеются другие обелиски в виде крестов - по одному и группами по три. Как нам объяснили, там, где три, - символическое обозначение групповых захоронений, принятое в Немецком Народном Союзе по уходу за могилами жертв войны. Одиночные кресты с указанием имени-фамилии установлены на индивидуальных захоронениях поляков.

В 1942-49 годах это место было лагерным кладбищем. Сам же лагерь находился тогда между поселками Дягилево и Канищевские Выселки. Одна зона лагеря была на территории нынешнего Станкозавода, другая - в районе Ворошиловки. И в центре Рязани, на территории завода Рязсельмаш, было отделение этого лагеря.

Фоторепортаж HRO.org о Дне памяти жертв политических репрессий. Рязань. 30.10.2010

























Теперь за каждым из этих крестов - история жизни, оборвавшейся в жестоких условиях лагеря, вдали от родины.

В местный лагерь НКВД, известном под номером №178-454, с начала сороковых поступали арестанты разных национальностей - поляки, немцы, австрийцы, венгры, молдаване, румыны. Одни являлись репатриантами (или членами их семей) из числа бывших подданных Российской империи, добровольно переехавшими на жительство в СССР из европейских стран. Другие - советские солдаты и офицеры, побывавшие в плену, окружении и отправленные особыми отделами на "спецпроверку" и "фильтрацию". Наиболее многочисленную категорию составляли военнопленные вермахта и стран-союзниц Германии.

В лагерь попадали и интернированные граждане Польши, воевавшие против немецких оккупантов в рядах антифашистского подполья - в частности, в "Армии "Крайовой". Они были изолированные в советских лагерях из-за угрозы, как полагал НКВД, "строительству нового социалистического государства".

В этом и других лагерях и зонах при промышленных объектах Рязанской области содержалось более 6 тысяч поляков. Как известно, некоторые из них были впоследствии осуждены и этапированы в лагеря ГУЛАГа. Несколько человек из одного только рязанского лагеря 178-454 были приговорены к расстрелу по печально известной политической статье 58.

Кладбище находилось от самого лагеря в 2 км - примерно в 200 метрах от нынешней железнодорожной линии Рязань - Москва. Мемориальный комплекс появился здесь только в 1994 году. Было нелегко убедить власти в его праве на существование и собрать средства на строительство. Самое активное участие в проекте создания мемориального комплекса принял немецкий город-побратим Мюнстер, польские и немецкие общественные организации.

Председатель рязанского общества "Мемориал", историк Андрей Блинушов рассказал о судьбах нескольких заключенных, которые удалось проследить по архивам. Их имена: Анджей Косинский, Антоний Злох, Ежи Дзержинский (племянник "железного Феликса"), Казимеж Тумидайский и целый ряд других. Рязанские исследователи установили контакты с семьями бывших узников, при содействии министерств иностранных дел России и Польши организовали поездку бывших заключенных лагеря 178-454 в Рязань. Польские кинодокументалисты сняли об этих событиях фильм.

Найдены лагерные карточки, справки. Сохранились даже несколько фотографий узников, уцелели рисунки, изображавшие сам лагерь, и портреты товарищей - рисунки не только на бумаге, но и на ткани лагерных рубах: среди заключенных были хорошие художники. В архивной коллекции рязанского "Мемориала" имеются и фото шахматных фигурок, поделок, алтарей, вырезанных заключенными из дерева. На сегодняшний день собраны обширные материалы о массовых голодовках протеста, которые объявляли узники, о нескольких попытках побегов. Известны места работы, где применялся труд заключенных лагеря №178-454: в частности, они работали на "Рязсельмаше", заводе ЛВЗ, ремонтировали здания УНКВД, строили будущий Станкостроительный завод и первые дома рязанского поселка Приокский. Чтобы найти эти сведения, историки "Мемориала" работали в Центральном архиве Минобороны, Российском государственном военном архиве, Центральном архиве ФСБ, архивах Польши и Германии.




- До 1970-х годов территория лагерного кладбища была, в сущности, засекречена, а к 1980-х здесь был заросший бурьяном пустырь и колоссальная свалка, - рассказал Андрей Блинушов. - В начале 90-х, по просьбам родственников бывших узников лагеря, Рязанский "Мемориал" провел архивный поиск, опросил бывших сотрудников МВД и местных жителей. Удалось связаться с бывшими заключенными лагеря, живущими в России, Польше, Германии. С участием немецких и польских экспертов были составлены схемы захоронений, установлено точное местоположение 48 именных польских могил. В 1993 году на территорию кладбища был перезахоронен прах более двухсот рязанцев, расстрелянных НКВД в 1937-1938 годах по политическим обвинениям.

В настоящее время Администрацией Рязани проводится конкурс проектов памятного знака, который будет установлен на территории мемориального комплекса, над захоронением наших казненных земляков. Рязанский "Мемориал" очень надеется, что местные власти, при поддержке предпринимателей и жителей города, смогут собрать достаточно средств и установить памятный знак уже в 2011 году.

"Цивилизованное отношение к этой теме формируется очень медленно, - констатировал Андрей Блинушов. - Начало возрождению памяти о тех событиях положено. Но предстоит еще очень долгий путь".

Источник: "Наша Рязань"

как быть услышанным, память, акции, Мемориал, история

Previous post Next post
Up