В эпоху феодализма в странах Азии боевые искусства занимали значительное место в общественной структуре и военной культуре. Они выполняли не только функции нападения и самообороны, но и способствовали формированию характера, дисциплины и духовному развитию. Однако с переходом от феодализма к капитализму боевые искусства фактически утратили своё изначальное значение.
В XIX-XX веках такие выдающиеся личности, как основатель карате Гитин Фунакоси, основатель дзюдо Кано Дзигоро и основатель айкидо Морихей Уэсиба, стремились сохранить значительную часть старых традиций боевых искусств. Тем не менее, эти школы, на практике, утратили свои первоначальные функции и приобрели в основном традиционный характер, адаптируясь к новым условиям и представляя искажённые формы старых учений.
После капитуляции Японии во Второй мировой войне традиционные японские школы боевых искусств, такие как дзюдо, карате, айкидо, кендо и джиу-джитсу, стали доступны для представителей других стран. В некоторых случаях эти школы за пределами Японии развивались более успешно, чем китайские за пределами Китая. Существуют многочисленные примеры побед представителей других стран над японскими мастерами в каратэ, дзюдо и других дисциплинах.
Китай является одной из закрытых стран, что ограничивает распространение уникальных китайских традиций среди некитайцев. В отличие от Японии, Запад не смог подчинить Китай и, соответственно, не смог распространить традиционные знания из этой страны. Как следствие, иностранцы не могут освоить такие стили кунг-фу, как стиль обезьяны или орла, с такой же искусностью, как это делают китайские мастера.
В 1970-х годах, с основанием гонконгской кинокомпании «Golden Harvest» продюсерами Рэймондом Чоу и Леонардом Хо, боевые искусства начали приобретать мировую популярность благодаря фильмам с участием Брюса Ли. Успех этих фильмов привлёк внимание голливудских кинокомпаний, что способствовало значительной поляризации художественного творчества в киноиндустрии.
В период с 1970-х по 1990-е годы фильмы с боевыми мотивами стали неотъемлемой частью киноиндустрии, что, в свою очередь, сделало эту область весьма прибыльной. Боевики, содержащие элементы восточных единоборств, вдохновили все слои общества, независимо от возраста, и способствовали созданию многочисленных школ боевых искусств по всему миру, делая эти дисциплины доступными для широкой аудитории в глобальном масштабе. Следует также отметить, что в этот период наблюдалось увеличение уровня преступности, что служило дополнительным фактором, мотивирующим людей заниматься боевыми искусствами.
Таким образом, в разных странах были открыты множество школ различных боевых искусств, что предоставило хорошие возможности для бизнеса многим инструкторам. Эта тенденция продолжается и по сей день. Однако такое коммерческое развитие, а также превращение боевых искусств в спорт, привели к определённому ухудшению качества обучения.
Кроме того, стоит подчеркнуть, что в современных условиях, когда любой желающий может стать инструктором, качество преподавания может негативно пострадать. Например, в эпоху феодализма существовали строгие критерии для открытия школы, что способствовало высокому уровню мастерства: необходимо было доказать свой уровень перед другими мастерами, равными по статусу.
Несмотря на то что художественные фильмы с элементами боевых сцен на протяжении нескольких десятилетий сохраняли доминирующую позицию в популяризации боевых искусств, они в значительной степени утратили свою практическую направленность, так как часто представляют собой имитации, созданные с использованием спецэффектов и компьютерной графики. Это приводит к тому, что общественное восприятие боевых искусств сосредоточено больше на зрелищности, чем на реальных навыках и их применении в различных ситуациях.
Использование спецэффектов может создать иллюзию мастерства, которое на практике оказывается труднодостижимым. В результате, формы подражания в основных техниках, присутствующих в современных школах, могут привести к деградации.
Например, в айкидо можно заметить множество несуществующих атак и защит, которые не имеют отношения к реальным ситуациям и часто повторяются без ясного смысла.
Многие элементы айкидо, такие как "Ханми хандачи вадза" и "Сувари ваза", могут показаться устаревшими, поскольку они были разработаны для специфических исторических и культурных контекстов, таких как самурайская культура, что делает их менее актуальными в современном мире.
Техника "Ханми хандачи вадза", в которой один практикующий находится на коленях, а другой атакует стоя, может давать преимущества в рамках учебного процесса для изучения принципов перемещения и техники контроля, но в реальной самообороне такая поза может оказаться крайне невыгодной. Аналогично, "Сувари ваза", когда оба партнера сидят, служит для работы над определенными аспектами взаимодействия, но также удаляет практикующих от реальных условий боя.
Рассматривая карате, можно отметить наличие множества ударных техник, которые не всегда имеют практический смысл, и хотя большинство из них были разработаны с целью эффективности, некоторые из них могут казаться менее практичными в современных условиях реальной самообороны или боя.
Причины этого могут быть разнообразными. Многие техники развивались как часть ката (формальных последовательностей движений), которые в свою очередь служили не только для обучения, но и для сохранения культурного наследия. Это может привести к тому, что некоторые движения используются больше для демонстрации, чем для практического применения.
В некоторых школах может происходить адаптация или упрощение техник, что также может снизить их эффективность в реальной ситуации. Например, некоторые удары могут показаться красивыми и зрелищными, но не обязательно быть эффективными против реального нападающего.
Среди традиционных боевых искусств выделяется Муай-тай, или тайский бокс, где традиции сохранились лучше, и ударные техники имеют практическое применение. Это объясняет, почему каратисты проигрывают в спаррингах представителям Муай-тай. В этом контексте слова Брюса Ли "Я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 000 раз" подчеркивают важность совершенствования навыков в конкретной технике.
Муай-тай включает в себя удары руками, ногами, локтями и коленями, что делает его технику более разнообразной и адаптивной в поединках. Такие удары могут быть использованы в различных ситуациях, в отличие от некоторых ударных техник в карате, которые могут быть менее гибкими.
Муай-тай акцентирует внимание на физической подготовке и выносливости. Бойцы проходят интенсивные тренировки, что позволяет им быть более выносливыми и сильными в бою.
Хотя Муай-тай имеет богатые традиции, его адаптация к современным условиям боевых искусств также сыграла важную роль. Муай-тай активно участвует в соревнованиях, таких как смешанные единоборства (ММА), что также способствует улучшению и изменению техники.
По этим причинам, каратисты могут испытывать трудности в спаррингах с практикующими Муай-тай, особенно если они не имеют достаточно опыта с контактной практикой и адаптированными техниками.
Таким образом, важно подчеркнуть, что при изучении карате, как и других боевых искусств, критический подход к техникам, их анализ и применение в реальных условиях могут оказаться полезными для повышения общей эффективности и безопасности практикующего.
Каждый человек должен осознавать, с чем имеет дело, то есть изучить корни выбранной школы, чтобы понять ее смысл и перспективность. Это позволит избежать пустых затрат времени и усилий, а также обеспечит более адекватное восприятие своего опыта в боевых искусствах.