3 и 7 декабря 2007 г.нижегородские студенты при поддержке общественных организаций «Дронт» и "Биоэтика" вслед за студентами биофака МГУ выступили за прекращение негуманных экспериментов на животных в Нижегородском Государственном Университете и Нижегородской Сельхозакадемии ,поддержав таким образом требования инициативной группы
"За гуманное образование" :
Пикет против опытов на животных в Нижнем Новгороде
Пикет у Нижегородской Сельхозакадемии
Студенческий протест возник не на ровном месте:
- Опыты без использования наркоза http://humane.org.ru/node/11 ,которые проводятся в целом ряде российских ВУЗов ЗАПРЕЩЕНЫ действующими в России "Правилами проведения работ с использованием экспериментальных животных" (п. 10) (http://humane.org.ru/node/31). Поэтому такая практика должна быть немедленно прекращена
- Мы считаем, что имеем право на то чтобы в наших учебных заведениях внедрялись инновационные альтернативные методы (сюда относятся модели, учебные манекены, компьютерные программы ,интерактивные видеодиски, видеофильмы, а также культуры клеток, ткани и трупы животных, умерших своей смертью и др),которые повсеместно используются в западных ВУЗах .(Напомним, что разработка и внедрение инновационных методик входит в обязанность ВУЗов и на эти цели в 2007 году в рамках нацпроекта "образование" выделена огромная сумма денег.) В ряде ВУЗов студенты из инициативной группы "За гуманное образование" уже ведут сбор подписей за замену опытов инновационными альтернативными методами. Если Вы хотите присоединиться или поддержать нас - пишите на humane.education@gmail.com.
В западных ВУЗах альтернативные методы активно разрабатываются и внедряются - как в ветеринарии,так и в физиологии животных, зоологии позвоночных и др.
Это хорошо иллюстрирует рассказ Ханса А. Брауна (Институт физиологии, Марбургский университет, Германия): «Я энергично защищал эти эксперименты,
потому что я считал их лучшими примерами эффективного, ориентированного на практику, обучения. Поэтому мы искали альтернативы и обнаружили, что они не существуют. Но вскоре мы осознали, что быстро развивающиеся компьютерные технологии могли предоставить возможность создания виртуальных лабораторий, в которых студенты могли бы выполнять эксперименты, подобные экспериментам в реальных лабораториях. Эти идеи были реализованы …мы разработали нашу первую виртуальную лабораторию МакФрог, которая позднее в качестве части серии Виртуальная физиология была названа СимНерв …Все вместе эти программы воспроизводят в точности эксперименты, которые прежде выполнялись с реальным препарированием животных в комплексных курсах по физиологии/фармакологии для студентов медицинского факультета Марбургского университета. …экспериментирование в виртуальной лаборатории богаче, и студенты активнее. По моему мнению и по впечатлениям других преподавателей, обучение не ухудшилось, а стало более эффективным.» 155 студентов медицинских факультетов, изучающих обычный курс физиологии, анонимно ответили на вопросы этой анкеты. Вопросы об удобстве пользовательского интерфейса показали, что у студентов не было никаких трудностей, связанных с использованием виртуальных приборов. Эти студенты почувствовали, что СимНерв помогла им улучшить их понимание физиологии нерва, и большинство признали, что они, возможно, научились большему из этой программы, чем из реального эксперимента. Так как эксперименты с помощью программы СимНерв проводились ближе к концу курса, когда студенты уже проделали большинство других экспериментов, мы также попросили их сравнить СимНерв с другими обучающими экспериментами. И снова это дало отличный положительный результат (>80 %). (Полный текст
http://humane.org.ru/node/13)
Советуем также посмотреть фильм "Альтернативы в образовании", созданный международной сетью за гуманное образование ИнтерНИЧ (www.interniche.org) и переведённый на 13 языков, используется преподавателями и студентами во многих ВУЗах мира См.
http://humane.org.ru/node/20 PS мы обсуждаем замену опытов именно в учебном процессе (а не в науке или тестировании препаратов).
По всем вопросам обращайтесь на humane.education@gmail.com