Три верхних La. Симфония первая. Khardung La.

Dec 07, 2012 19:54


С автором этого текста, Владимиром Ильиным, дизайнером путешествий, потрясающим рассказчиком, горным инженером и горноспасателем, подполковником МЧС, радиожурналистом мы знакомы очень давно. Мы путешествуем вместе 4 года и никогда не знаем точно, где можем оказаться, доверяя течению жизни. Иногда я прошу Вову написать мне что-нибудь. И примерно раз в год он это делает. Я бы хотела, чтобы чаще.

Что интересно пронаблюдать, читая его творение - это то, как он может забросить удочку в воздушное пространство и вытащить оттуда что-то, что на его удочке будет выглядеть неожиданно. Мы побывали в одних и тех же приключениях, но передаем увиденное по разному. Я не перестаю удивляться его глубине и умелой игре в шаблоны, фразовые конструкции, которые он переставляет, как кубики. И при этом делает так, как может только он, не повторяясь. Большая у него нелюбовь к повторениям. Поэтому, при всех природных данных, он не стал актером. И те, кому повезет, получают его перформанс, только один, неповторимый никогда и нигде больше. Карта Героя прилагается. МВ.



Три Верхних Ла

Провинция Ладакх, которую ещё называют Нижним Тибетом, расположена на самом севере Индии и отделена от остального мира Гималаями. По самым высоким горам в мире проходит и самая высокогорная из автомобильных дорог на Земле. Три самых высочайших точки на планете, на которые можно добраться с помощью автотранспорта, расположены здесь же. Это перевалы (pass на английском или la на ладакхском) Кардунг Ла (5602м), Танганг Ла(5359м) и Чанг Ла (5355м). Три верхних La, если выражаться музыкальным языком. О непростом взятии первой из них и том, что нас поджидало после этого покорения первая симфония.

Мария писала уже о том, как мы попали в другой, пусть и не «затерянный», но совершенно иной мир под названием долина Нубра. Я расскажу о том же, но постараюсь донести, выражаясь киношным языком, свою P.O.V. (пи-о-ви - point of view, точку зрения). Вдобавок, те излишествующие подробности, которых я нарыл здесь целые сугробы, как раз и отражают, так считает Маша, мою «глубину» (HD-термин, сокрытый в воротах №48 Селезенки - Глубина, Колодец).
Долина Нубра


(здесь в качестве фончика уместно начало увертюры «Дети капитана Гранта» Исаака Дунаевского).

Попасть туда просто и не очень одновременно. Можно глубоко укачать себя в джипе, протрясти до основания кости в локал-бусе, или с ветерком, продувающим мозг, проскочить в это измерение на мотоцикле. Подъем из столицы Ладакха города Ле занимает примерно два часа, причем две трети пути это всего полтора-два часа по приличной военной дороге с приличным асфальтом прямо над пропастью и перехватывающим дыхание серпантином. Последняя треть приходится на зону ледникового подтопления, поэтому дорога к перевалу становится понятием условным.
Когда наш мотоконь выскочил на эти буераки-реки-раки, вспомнились слова полковника по общей тактике с институтско военной кафедры «бездорожье состоит из выдолбов, надолбов и долбо..бов». Первого и второго хватало с лихвой, а вот с третьим явлением, упомянутым милитаристским учителем из прошлого, мы так и не встретились, наблюдая в течении всего путешествия только лучшие человеческие проявления.



Скорость довольно быстро снизилась до пешеходной, мотор из последних сил умудрялся воспламенить бедную кислородом из-за разреженного воздуха топливно-воздушную смесь, но дорожные трудности не смущали. Виды с каждым метром вверх становились все более захватывающими, температура отчаянно падала, ощущения чего-то волшебно-радостного впереди только усиливалось.
Через несколько часов нас неожиданно поглотил совершенно Другой Мир.

Кардург Ла

Порталом в измененное пространство служит перевал Кардунг Ла (5602 м над уровнем моря). Высота порядочная по всем меркам.





Эти объекты, будь они внизу, не представляли бы даже пониженного интереса, но на такой высоте их уникальность неоспорима. На всякий случай они всё же напоминают о своей исключительности соответствующими вывесками. Без специальной таблички оказался только туалет. На нем была обычная фанерка, гласящая, что «for Ladies, fee 15 Rs», что по меркам равнинной жизни дороже обыкновенного втрое. С мужчин взятки гладки, ибо они наслаждались самым высоким в мире туалетом бесплатно - совмещая радость освобождения с восторгом созерцания открывающейся на юге гималайской ледяной гряды.

Ощущения на подобной высоте сходны с действием различных стимуляторов (если вы понимаете о чем я) - эйфория, повышенная коммуникабельность, неумеренный и неразборчивый жор. В результате все человеческие существа находящиеся одномоментно на Кардунг Ле - путешествующие или персонал объектов перевала - пребывают в одинаковом экстазе. Все широко улыбаются, с радостью общаются и стараются помочь друг другу. И все едят растворимую вермишель «Магги». Согласитесь, в обычном состоянии сознания всё сразу маловероятно.



Кстати, по поводу «Магги». Помимо рекламной картонки формата А2, висящей над барной стойкой высочайшей кафешки, на внешней стене оной же привинчен бигборд ручной работы, на котором аккуратным почерком выведена трогательная история появления быстрорастворимых бульонов в швейцарских альпах в середине 19-го столетия. Легенда заканчивается умилительной моралькой о том, что все мы теперь имеем возможность даже на таких высотах быстро и полноценно заполнить свои внутренности горячим нечто без срока годности.

Ум ухмыляется такой «чукотской наивности», а сердце наоборот верит искренности писавшего и хочет взять вторую тарелочку с растворенным в кипятке глутаматом натрия. На месте транснациональной корпорации Нестле, я бы изловил энтузиаста и наградил бы его пожизненным запасом «кубиков».



Если бы не холод, характерный для высоты вечных льдов, то пребывать на этом незаканчивающемся празднике или как я назвал его «Первомае Духа» можно было бы очень долго. Но невыносимая легкость верхней одежды и светило, уже сокрывшее свой нижний край за близлежащие пики, гонят в дорогу, теперь уже строго вниз.



Другая сторона склона находится в иных более суровых климатических условиях, поэтому дорога пробита прямо в леднике, что еще один пункт в списке уникальности трассы «Лех - Нубра».

Через несколько витков серпантина микроручейки, сочащиеся из вершинного льда, превращаются в полноценную речку, которая по закону наименьшего сопротивления течет прямо по плоскости дороги. Ведет она себя как и положено горной реке, то есть бурлит и перекатывает острые камни, снося их, а заодно и тебя, к краю. Естественно, джип (да и любой четырехколесник) с легкость преодолеет данное препятствие, проехав на пониженной вброд несколько десятков метров. Другое дело байк: на первой скорости по камням, сопротивляясь течению, без помощи ног он не устоит.

И вот здесь важно вспомнить давно забытый принцип для чего люди придумали себе когда-то обувь. Для того, чтобы защищать ноги (простите за тривиальность). Ибо некоторые байкеры, заботясь о сухости своих «тимберлендов» или «мереллов», разуваются, а потом, прихрамывая, выносят из холоднючего потока свои онемевшие побитые синеватые культяпки. Нами же авторека была преодолена сходу, хоть и близковато к внешнему краю, вызывая легкую прохладцу где-то в районе мотоседла. Простиранные же в кристальной талой воде мои золотые «адидасы» не роптали, а пытались всеми силами высохнуть во встречном ветерке.



Еще через пару зигзагов бульдозер сделал прямо у нас на глазах дорогу, сбрасывая в пропасть валуны, оторванные от гор теми самыми взрывами ( смотри предыдущий пост). А еще через несколько километров появился асфальт, причем совсем недурной и температура, если мерять нашей средней полосой, из раннемартовской повысилась до поздненоябрьской.
Прерванный полет

Вот тут я выключил двигатель и мы стали бесшумно пикировать над бездной за счет силы тяжести. Волшебство к тому моменту полностью проявилось, тяжелый участок дороги остался позади, уровень окружающей красоты зашкаливал, предзакатное освещение сделало мир вокруг совершенно ирреальным. А наш тихий полет без участия мотора превратил весь трип в какое-то осознанное сновидение.

Сердечная мышца, и без того увеличенная из-за пониженного давления, наполнилась любовью. Еще чуть-чуть и сознание бесповоротно расширилось бы, и вечерний ночлег искали бы не три уставших путника, а три светящихся бодхисаттвы, которым отворяли бы восторженные люди, омывали их стопы и украдкой отрезали лоскуты одежд, дабы потом лечить этим артефактами артриты, циррозы и бородавки.
Естественно, Матрица не могла допустить такое незапланированное коллективное Вознесение и подсунула небольшую траншею с гравием поперек дорожного полотна прямо на крутом повороте. Как любит говорить некогда уважаемая мною Ю.Латынина, разоблачая очередной чиновничий беспредел: «катастрофа никогда не случается из-за одной причины, но целого ряда...», так и здесь из цепочки неверных решений и действий произошло падение.

Да - тормоза у арендованных в горных краях байков как правило затерты до дыр, «уставшие», так их ласково называют владельцы.

Да - перемещаться по серпантинам нужно с предельно низкой скоростью, но она и была у нас не больше 40 км/ч.

Да - никто на индийских дорогах, даже на национальных автобанах, не застрахован от внезапно закончившегося асфальта.

Да - эйфория от нахлынувших невиданных красот притупляет внимание. В общем этот компот из обстоятельств украл важные полсекунды и пришлось дорабатывать передним тормозом, что не рекомендуется делать даже в крайнем случае. Поскольку альтернативой было вылететь с дороги совсем, эта рекомендация была проигнорирована и правая кисть не колеблясь сдавила рычаг.

В следующий миг я понял, что мы скользим как фигурист после неудачного тройного тулупа. В голове проскочил обескураженный матерок, что указывает на пока недостижимую перспективу внутренней гармонии.



За продолжением приглашаю сюда.

humandesign.su, путешествие героя, профиль 2/4

Previous post
Up