(Фото: Маналь аль-Шариф стала лауреатом премии Вацлава Гавела, ее чествовали на Форуме свободы в Осло)
Шесть лет назад Маналь аль-Шариф провела девять дней в саудовской тюрьме за "вождение автомобиля лицом женского пола".
По ее словам, однажды вечером она безуспешно пыталась найти такси, чтобы добраться до дома. На улице к ней начали приставать мужчины, и она даже начала бояться, что ее могут похитить.
Ее так возмутила эта ситуация, что позднее она решила сама сесть за руль машины и опубликовать видео на YouTube.
Всего за один день его посмотрели 700 тысяч раз. Так она начала кампанию за право вождения автомобиля женщинами Саудовской Аравии.
Закон не запрещает саудовским женщинам водить, однако исламское руководство страны де-факто поддерживает это ограничение из-за системы опекунства, законодательно закрепленной в Саудовской Аравии.
13 июня выходит книга Маналь аль-Шариф Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men ("Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин").
В интервью BBC Radio 4 Маналь рассказала о своей борьбе за права женщин в одной из самых консервативных стран мира.
Маналь аль-Шариф: "Мы создали страницу на "Фейсбуке", где призвали женщин 17 июня [2011 года] сесть за руль. Мы рассказывали женщинам, что не существует закона, запрещающего им водить, поэтому если у вас есть водительские права, если вы знаете, как водить, то 17 июня садитесь за руль, снимите на видео, как вы водите машину, и публикуйте его на YouTube. И чтобы подбодрить остальных женщин, я вышла на улицу с подругой, она сняла, как я вожу машину, и мы опубликовали это на YouTube. Видео разошлось по интернету, мы доказали, что я могу водить...
...
Вождение - это символ гражданского неповиновения, символ перемен в Саудовской Аравии. Мне 38 лет, я мать двоих детей, я инженер компьютерных систем, и я все еще фактически считаюсь несовершеннолетним человеком без юридической ответственности.
Я несовершеннолетняя с рождения и до самой смерти. Я - как собственность, которая передается от моего отца моему мужу или брату, если мужа нет, или даже сыну - моему собственному сыну. Рожать собственного опекуна! Это и есть система опекунства.
Для нас вождение - это вызов системе, это призыв покончить с ней и признать нас полноценными гражданами нашей страны".
Полный текст интервью:
http://www.bbc.com/russian/features-40263541