Дорогой ткскзть дневник; я, с одной стороны, пишу здесь искренне то, чем живу, но на самом деле в моей голове ещё куча тревог, о которых я здесь не пишу, потому что чувствую бессилие; это частный дневник, открытый лишь нескольким друзьям и знакомцам, и даже если я напишу про эти тревоги и открою посты для публичного доступа, они мало что изменят. Я в ужасе, в ужасе от новой волны антиромских погромов сначала в Киеве на Лысой горе, потом во Львове и Рудно. Я сижу тут и не знаю что делать, кроме как перепощивать записи в Фейсбуке и передавать информацию, что вот погорельцам нужны тёплые одеяла, только пока точно не выяснено, куда именно их нести и слать. (и какой толк в моей передаче этой информации, если пока не выяснено, куда нести). Имитация бурной деятельности, диванная сотня. И ещё несколько вещей, уже личных и частных, меня очень тревожит, и я вроде делаю что могу на простом человеческом уровне, но не уверена что это поможет, и не уверена что этого достаточно. Когда виден результат, то хоть понятно, что не зря. А если не виден вообще? Ну а фейсбучные перепосты так и вовсе редко что меняют. Всякую ерунду читают, а серьёзное -- нет. На заметку о заползшей в комнату мухоловке народ отреагировал куда активнее, чем на статью о поджоге ромского поселения. И так далее.
Здесь я пишу обычно не для объявлений, не чтобы бить в набат, а просто чтобы собирать свой микрокосм в шкатулочку, чтобы запоминать, чтобы делиться, разговаривать о каких-то внутренних вещах. Дневник -- моя собственная чердачная комнатка, где я могу укрыться от всего мира и писать то, что хочу, частное, почти никому неинтересное. Это как бы укрытие такое.
Но плохое всё равно продолжает происходить, и от него можно увиливать до тех пор, пока оно не затрагивает меня или то, что (или тех, кто) мне дорого.
Я вот знаю, что бы я сказала другому человеку на такие слова: мол, делай всё что в твоих силах, а что не в твоих силах -- прими, ничего не попишешь, нельзя же сидеть и от отчаяния смотреть в пустую стенку или запретить себе радоваться потому, что в мире не всё в порядке (оно и никогда не будет в порядке, и не было никогда). Другому бы сказала, да, веским тоном, а себе не могу -- потому что на самом деле я и не знаю, что в моих силах, а что нет, и не могла бы я на самом деле сделать больше, а это просто от моей лени, ступора и неорганизованности я НЕ делаю больше. И не проёбываю ли я всё, лёжа сейчас на кровати в Кишинёве.
Я вообще начала писать этот пост просто потому, что хотела выложить тут одну фотографию со своей накрашенной мордой.
Но иногда все эти частные штуки теряют смысл, когда что-то шарахнет. Оно и так всё время шарахает -- пишу же я про наши диалоги с J и про купленную булочку всё это долгое время, пока идёт война в Сирии -- но иногда подступает поближе. Пока оно где-то "далеко" и фоново, как бы "легче" жить своей нормальной жизнью. А тут оно вот уже во Львове.
Ярина (львовская правозащитница) пишет: "Ну да. В ніч на четвер у нас спалили ромський табір в Рудно і ще кілька довкола. Да, була патрульна поліція, і навіть відвезла кількох в лікарні, да якась там хуліганка, заявника немає. От везуть чувака з розквашеною головою, і питають: будете заяву писати? Той читати-писати не вміє, слова "заява" не розуміє, але розуміє, що якщо він щось зробить, то йому знову розквасять голову. Ну і заяви немає, зрозуміло. Хуліганка. Потім провели "роз'яснювальну роботу" на Погулянці - там нічого не палили, самі пішли. Бо місто, то не поліція - у нас все культурно. Дуже приємно бачити фотки прибраних після ромів лісопосадок на Гарячій лінії міста - дякую ЛКП "Зелений Львів", це просто фантастика. Але народ вимагає прибирати й далі, тому пропоную не зупинятися. У лютому-березні було кілька нарад в місті і області, всі комусь щось обіцяли, всі знали, що там на одного дорослого з десяток дітей. Всі знали, що ті, хто в лісопосадках, не крадуть і не жебракують, але злість від нашестя жебраків і злодіїв зірветься саме на них. Після нарад нам сплавили чотирирічного хлопчика, якого знайшли в селі без свідомості з перитонітом і сказали "забирайте". Його батьки просто працювали у фермера. Хлопчика врятувати не вдалося. Вчора ромські дітиска, вибігли на Чорновола і їх збила машина. Цілком ймовірно, що це ті, з Погулянки. Парафіяни-спостерігачі розділилися, були ті, хто казали "та то цигани, так їм і треба", але й були ті, хто згадали, що то діти і їм все рівно треба допомогти. Ну, тобто світ не без добрих людей, і Львів по своїй природі не є агресивним. Тільки я не розумію навіщо це все, ну навіщо заганяти дітей, як вовків, в ліси і виставляти фотки, як гарно ви за ними прибрали. Можна ж якось по-іншому. Може, хтось таки з впливових опініон-мейкерів такі спроможеться сказати: ну це ж просто діти".
И вот... я провожу столько времени в цыганской музыке и диалектах рроманес, в глубокой любви к этой культуре, собственно и в Кишинёв-то приехала ради цыганской музыки, и планирую как-нибудь податься на летнюю школу рроманес (школу Сарэу) в Бухаресте и/или на "Дыкх хэ на бистер" и при этом ничего не могу сделать против погромов, происходящих вот прямо сейчас. Даже на митинг в Киеве не могу выйти, потому что я за рубежом. В Киеве вышло человек 30 от силы. А во Львове вообще не было протестов против погрома.
Даже с атакой на Фестиваль Равенства в марте 2016 было больше шумихи, были петиции и всё такое. Но с этим наверно как-то легче, потому что есть же во Львове ЛГБТ-коммьюнити, есть киевский "Инсайт". Цыганские правозащитные организации конечно тоже есть, в Одессе например, я немного даже с ними на связи, но тут всё иначе. Наверно, потому, что представители ЛГБТ-коммьюнити вписаны в общество, не имеют языкового барьера, знают свои права, знают к кому обратиться, если что. А в случае с цыганской общиной -- видимо есть большой разрыв между образованными, социализированными людьми из ромских общественных организаций (ГО Бахтало Дром, Агенція адвокації ромської культури АРКА, Международный фонд "Відродження" тоже этими делами занимается) и людьми, которых прогнали в лес, они запуганы и не выходят на контакт, не трудоустроены, не имеют прописки, дети зачастую не ходят в школу, то есть да, они в отличие от представителей своих правозащитных групп, не социализированы и не знают своих прав и поэтому не могут за себя постоять (ситуация с "написать заявление" очень показательна) и отношение к ним отвратительное, хуже чем ко всем другим меньшинствам, из людей сразу лезут все самые излюбленные стереотипы.
Да что там говорить, если уже на один на мой адресованный конкретному человеку (Ярине, собственно) вопрос "чем я как частное лицо могу помочь, надо ли собрать денег или какие-то вещи?" наоткликалась гроздь доброжелателей, которых я не спрашивала -- уж конечно, все надели пенсне и сказали, что так им и надо, что они асоциальные элементы и что "почему я должна зарабатывать на хлеб, а вы этим бездельникам хотите нести деньги и вещи" и "поселите их у себя в квартире, если вы такая гуманная". Потому что когда человек со своей колокольни тыкает пальцем и говорит "они сами виноваты, почему они не...", то как бы у него так получается, что всё правильно, погром оправдан, нечего стыдиться и можно вообще расслабиться. Victim-blaming. Типа "а чего она надела короткую юбку, сама напросилась".
Или некоторые ещё делают поделикатнее, и от этого ещё противнее, дескать: "я, конечно, не оправдываю.... это конечно нехорошо... но согласитесь, ведь они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО..."
Но я, в отличие от J -- который умеет говорить с гомофобами и расистами -- не умею спорить с этим, не умею спокойно и внятно аргументировать, не умею объяснять этим уродам, почему считаю их риторику уродской, у меня нервов на это не хватает (хотя и надо бы, иначе люди никогда друг друга не поймут. Но я исхожу из предположения, что люди так или иначе друг друга не поймут).
Нет, ну формально что-то происходит, конечно: про погром
написало Громадське, во Львове открыли уголовное дело по статье "хулиганство" (и я предполагаю, что в итоге замнут, т.к. пострадавшие не писали заявления, а нападавшие были в масках). Но у меня ощущение отчаяния и безнадёги. Ну написало Громадське, выложило фотографии. И что?
Ну и параллельно во Львове прямо сейчас проходит Форум ромской молодёжи. Город контрастов...
Я-то конечно не за то, чтобы забить на личную жизнь, личные радости и сидеть и умирать, наоборот. Но в совершенном ступоре от происходящего и собственного бессилия.