Итак,
исходную статью найти не удалось, и пришлось по просьбе общественности собирать информацию по кусочкам самостоятельно.
Талмуд вышел на две с половиной вордовских страницы, и я побоялась, что ВК такое не сожрет, поэтому основная писанина будет здесь, а туда дам ссылку.
На научное исследование это произведение не претендует, и на всеохватность тоже - это просто компиляция из разных источников, на которые я к тому же поленилась дать ссылки. "Обществоведение для домохозяек", да.
***
Обещанное про Декрет о земле.
Для начала освежим в памяти школьную программу (у кого была), и вспомним, что первыми декретами Советской власти стали "Декрет о мире" и "Декрет о земле". Мир пока оставим в покое, а вот земельный декрет, как нас учили, провозглашал отмену частной собственности, национализацию всей земли и её недр. Это я твердо помню ещё из школьной программы - как говорится, "чтоб от зубов отскакивало".
Однако вчера, когда я рыскала по сети в поисках потерянной статьи, я почерпнула массу интересного, которое не то пролетело мимо ушей, не то вообще не вошло в школьную программу.
После отмены крепостного права и до самой февральской революции 1917 года «земельный вопрос» оставался главной проблемой во взаимоотношениях крестьянина и государства. У «освобождения» была обратная сторона - крестьянин, конечно, получил в собственность дом и постройки, а также права «свободного гражданина», но необходимая ему земля оставалась помещичьей. «О, сюжет!»
По закону, помещик обязан был предоставить землю в пользование сельской общине, из расчета имевшихся домохозяйств, плюс т.н. «усадьбы» (читай - придомовый участок). И понятное дело, что за право пользования этой землей крестьяне должны были либо платить (оброк), либо отрабатывать (барщина). Еще один пикантный момент - земля сдавалась в аренду не конкретному крестьянину, а сельской общине, которая уже сама решала, как распределять земли среди своих членов.
Избавиться от платежей можно было путем выкупа надела, и для этого предусматривались кредиты (ну а как же иначе). Кредиты выдавало государство, которое гарантировало помещикам оплату за землю. В общем, «хотели, как лучше, а получилось как всегда». Примерно как нынешняя ипотека, только на еду, а не на жильё, и по некоторым сведениям - по ставке до 120% о_О
Барщина просуществовала аж до 1888 года, и я помню свое детское удивление, когда бабуля рассказывала, как её бабушка работала на барина о_О Это был полный разрыв моих тогда ещё совсем нежных шаблонов: барщина, оброки, крепостное право - это же всё из книжки, и тут вдруг бабулина бабушка…
Я намеренно не касаюсь здесь столыпинской реформы, иначе придется написать еще пару листов - тема эта обширная, но сейчас не о ней. Кое-какие результаты она дала, но закончилась со смертью Столыпина, не успев кардинально повлиять на ситуацию, поэтому оставляю вам ее для самостоятельного изучения, если такое желание возникнет.
Всё это «Ни нашим, ни вашим» продолжалось почти пятьдесят лет, пока в семнадцатом году «Свобода, равенство и братство» не всколыхнули в крестьянах самое сокровенное. Ветер перемен зареял над страной, бередя умы, и Временное правительство пообещало решить больной аграрный вопрос. Но! Опять это «но». Для раздачи земли крестьянам нужно было конфисковать её у помещиков. Буржуазная революция так далеко не была готова зайти, поэтому дело ограничилось обещаниями - возможно, в надежде, что либо осёл, либо падишах как-нибудь помрет сам. И тут в дело вмешались те самые земельные комитеты, которые представляли сельские общины. После череды столкновений в правовом поле крестьянство перешло к самовольному перераспределению помещичьих земель. Погромы, порубки и самовольные захваты прилагались в ассортименте, и к осени 1917 года «черный передел» цвел пышным цветом.
Цитата: «По данным исследователя Иллерицкой И. В., на момент 25 октября 1917 года «аграрным движением» было охвачено 91,2 % уездов. По данным Наркомзема, 15% помещичьей земли было захвачено крестьянами до октября 1917 г., на февраль 1918 г. - до 60 %.»
Знаменитое булгаковское: «И чтоб из города привозили керосин» - это вот про эти самые события.
Таким образом, ситуация в стране, на 80% состоящей из крестьян, к моменту Великого Октября была совершенно непотребной, и «Декрет о земле» призван был снять эту напряженность.
Тут у меня цитата из вики, извинити: «Он учитывал крестьянские дореволюционные требования и основывался на эсеровской программе решения аграрного вопроса. Провозглашалась отмена частной собственности на землю, национализация всей земли и её недр»
(Что-то чересчур длинная подводка получилась, щас мы тут дальше галопом по европам.)
После перераспределения земель усилились неустроенность крестьянского хозяйства, были разрушены хозяйственные связи, усугубились недостатки землевладения (чересполосица, дальноземелье, и т. п.). Отток безземельных крестьян из города обратно в деревни, вернувшиеся туда же дезертиры, Гражданская война, продразверстка и прочие обязательные чудеса становления нового строя подорвали ожидаемый эффект декрета. Прирезание новых земель в перерасчете на каждое хозяйство вышло незначительным, прогрессивные помещичьи хозяйства были разорены, урожайность упала катастрофически, и хаос только крепчал. Очевидно, что требовались какие-то новые шаги в этом направлении.
В 1918 году ВЦИК принял Декрет о социализации земли, согласно которому всякая собственность на землю отменялась навсегда, а одной из первоочередных задач ставилось «развитие коллективного хозяйства в земледелии за счёт хозяйств единоличных». То есть, когда стало понятно, что отдельные хозяйства не в силах справиться даже с самообеспечением, не говоря уже об излишках, государство сделало ставку на избавление от них.
***
Неожиданным для меня побочным эффектом всех этих малопривлекательных событий стало развитие в стране мощного института землеустройства и геодезии/топографии, а также взрывной рост фитопатологических инфекций в сельском хозяйстве, который некоторые исследователи считают одной из причин печально известного голода 1932-33 годов.
***
Вышедшая в 1919 г. «Инструкция по применению Положения о социалистическом землеустройстве» предписывала, что отводы и выделы земель должны были обязательно представлять собой один сплошной массив. При этом должны были обязательно уничтожаться путем обмена соответствующих земель, чересполосность, вклинивание или вкрапливание посторонних участков, дальноземелье, неправильность очертаний и прочие недостатки расположения земель. Основные землеустроительные силы были сосредоточены на волостных отводах, разверстаниях их и на уничтожении дальноземелья и чересполосицы. Вот они, землемеры-то! Помните хрестоматийные фигуры, шагающие по полям с громадным угольником в руках?
Перемерить заново всю огромную страну, да еще при дефиците вообще всего - это задача была, конечно, не из серии воскресных прогулок. Средний годовой выпуск межевых инженеров в Московском межевом институте в 1917-1919 гг. составил только 17 человек. Понятно, что процесс малость растянулся.
В 1921 году в стране отменили военный коммунизм и настало время НЭПа. В том же году был принят Земельный Кодекс, который установил, что право на пользование землёй для ведения сельского хозяйства имеют все граждане РСФСР, желающие обрабатывать её своим трудом.
С 1921 по 1925 год продолжались работы по межселенному, внутриселенному землеустройству, и устройству государственных земельных имуществ. После завершения землеустройства и отвода земель пользователям производилась государственная запись землепользования (земельная регистрация) с оформлением документов на отведенные земли для отдельных земельных обществ и хозяйств.
***
И тут, наконец-то, мы и подходим к тому, с чего началась эта длинная история - прадед мой, Максим Павлович, получивший возможность жить своим домом, в 1924 году оставил родное село, и вместе с беременной женой Ириной и малолетним сыном Николашей поселился на новом наделе, перевёрстанном из бывших барских земель.
В прошлом году исполнилось сто лет со дня основания хутора, и я страшно жалею, что никак не получается доехать до того места, которое считаю своим настоящим домом, хоть и родилась в Москве. Первая урожденная горожанка из шести известных и бог знает скольких ещё неизвестных поколений земледельцев.