Восемьдесят лет назад, 17 июля 1943 года, на месяц раньше установленного срока, открылась железнодорожная ветка "Старый Оскол - Сараевка", построенная силами воинов-железнодорожников и местных жителей - в основном женщин и подростков. 95 километров пути было протянуто за месяц - дорога нужна была для фронта, для будущей Курской битвы, и люди делали всë возможное и невозможное, чтобы приблизить победу хотя бы на дни.
***
- Потом, когда уже всю Белгородскую область совсем освободили, нас на лесопогрузки отправили. Лес рубили для крепей, потолки в шахте подпирать, в Донецк их возили. Тоже всë строго - бревна по размеру, по толщине одинаковые, и вот мы их на платформы грузили. Полтора метра бревно, да толстенное - в обхват. Вот и ворочаешь их целый день.
Закончили с лесом - отправили железную дорогу строить. Ну, вот ту, по которой вы к бабе Ане в Дежевку ездили. Вот оно всё, что через Ильинку, Чаплыжное, Сараевку идет - всё это мы строили. Насыпь насыпали, под рельсы готовили. Тоже с носилками, да с лопатами.
Вообще света белого не видели. В семь утра начинали - рожок "дуууу", и давай, кидай. По трое работали: одна носилки грузит, две относят. Пока несут, вторые накидываешь. Накидала - уже пустые поднесли. И так туда-сюда целый час. Через час поменялись, потом ещë поменялись. Два часа носишь, час копаешь. Выемки делали, насыпи насыпали - всë мы, бабы да девки. А рельсы уже солдаты клали, сами. Мы впереди, они сзади, а у нас только лопаты да носилки, да тачки иногда. В обед опять рожок - "дууу". Тут все всë бросают, и валятся, где стояли. Полтора часа на отдых и поесть, потом опять рожок, опять копай да носи - и так до ночи. Лиха нахлебались - упаси бог. Но сделали, раньше срока управились.
***
Бабуле было восемнадцать. И может быть, она даже есть где-то на одной из тех фотографий. Только кто же теперь расскажет?
Я всего лишь месяц назад узнала, что тому, о чем бабуля рассказывала походя, просто перечисляя события тех страшных лет, есть свое имя. "Дорога мужества" - это про них, про тружеников тыла, про носилки, про лопаты, и про жестяной рожок. Им есть памятник в Старом Осколе, и есть медаль, посвященная их подвигу. Как страшно жаль, что я не узнала об этом хотя бы полтора года назад - чтобы успеть ей рассказать.
Фото уже послевоенное, но тут она не сильно старше. Справа внизу, с веточкой в руках - одна из тысяч.